Педагогическое мастерство

На

Что такое успешная школа? Что вообще в образовании можно считать успехом? В минувшие четверг и пятницу эти вопросы для финалистов Всероссийского конкурса «Успешная школа», организованного «Учительской газетой», звучали острее гамлетовского «быть или не быть?».

На сцене киноконцертного зала московской гимназии № 1520 имени Капцовых директора, педагоги, ученики и их родители из 20 регионов страны, от Камчатки до Чечни, от Якутии и Новосибирска до Санкт-Петербурга, выводили свои формулы успеха, чтобы затем сложить их в общую мозаику. И, похоже, для всех поиск был не менее важен, чем результат.

Куда нам плыть?

Мегаактуальность конкурса, придуманного и организованного «Учительской газетой», подтвердили на церемонии открытия все ведущие эксперты и управленцы в образовании. Открыла конкурс вице-премьер Ольга Голодец, приславшая видеоприветствие финалистам «Успешной школы». Затем ведущий конкурса, его инициатор, главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец пригласил на сцену сопредседателей жюри — заместителя председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке Любовь Духанину и председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Зинаиду Драгункину. Обе привезли в подарок финалистам книги, а Любовь Николаевна искренне отметила: «Все, что делает команда «Учительской газеты», суперпрофессионально и реально влияет на качество образования в стране».

Зам. директора Департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки России Ирина Тараданова напомнила о цели конкурса «Успешная школа» — понять, что же это такое, и транслировать опыт лучших на всю страну, чтобы российское образование двигалось дальше в верном направлении.

Петр Положевец заметил, что конкурс состоялся благодаря поддержке всех этих структур. «Спасибо за сотрудничество, надеемся, что в будущем году, а конкурс обязательно состоится, они нам помогут с его организацией», — резюмировал главный редактор «УГ».

Всех финалистов, а их собралось в зале куда больше 100 человек, настроила на позитивный лад хозяйка принимающей гимназии, учитель года России-2012 Вита Кириченко, и после жеребьевки начался конкурс. Он понесся стремительно, ведь у каждой из 20 команд было лишь 20 минут, чтобы показать самые яркие свои достижения.

Служебный роман

Конкурс — это еще и шоу. Как только ни демонстрировали финалисты свой успех на сцене киноконцертного зала гимназии имени Капцовых: играли в огромные шахматы, пели в одиночку и хором, устраивали театр, магическое представление с волшебником в цилиндре, показывали кино, играли на древнейшем музыкальном инструменте — хомусе, изготавливали торт, строили дом и даже имитировали полет в самолете.

Но все-таки для жюри, в которое вошли представители Минобрнауки России, Государственной Думы, Совета Федерации, руководители образовательных организаций различных регионов РФ, победители профессиональных конкурсов всероссийского уровня, руководители институтов повышения квалификации и развития образования, важна была не только необычная подача, но и креативное содержание. Или, как сказали бы члены команды екатеринбургской гимназии № 210 «Корифей», не только крем, завитушки и вишенка на торте, но и корж — базовые процессы, которые должны быть у каждой успешной школы. Это умная организация учебного процесса и допобразования, хорошая материальная база, медобслуживание, питание и т. д. Но главное — философия школы, ее базовые ценности, принятые всем образовательным сообществом школы.

У самой школы «Корифей» — школы-лаборатории, как она себя позиционирует, философия как раз в том, чтобы поддерживать инициативу своих учеников и родителей, разнообразные стартапы. Проектная деятельность сейчас так или иначе присуща всем школам, но не везде она живая, настоящая, осмысленная и необходимая. Как у Николаевской школы из села Николаевка с Камчатки, ставшей одной из победительниц конкурса. Ее ученики вместе с учителями восстановили нерестовую лососевую речку, поставили памятник первооткрывателям Камчатки, отреставрировали памятник ветеранам Великой Отечественной войны. И таких проектов у школьной команды «Ника», активной участницы Всероссийской акции «Гражданин России», уже более 50. Школьники все делают сами — собирают деньги, для чего проводят благотворительные концерты, работают своими руками, тормошат местные власти. «Для нас проекты не игра, а дело, изменяющее мир вокруг», — говорит директор Александр Давиденко. Его педагоги доказали, что школа, в которой всего 262 ребенка, а 37% семей из группы социального риска, может очень многое.

«Свои минусы мы привыкли превращать в плюсы», — говорит учитель английского и немецкого языков Юлия Высиканцева, учитель года Камчатки-2013. Далеко от материка? Но это позволяет со знанием дела говорить об огромности нашей страны и еще больше любить свою землю, — кстати, школа находится рядом с действующим Авачинским вулканом, так что энергии, упорства и смелости здешним педагогам не занимать. А еще они умело «приманивают» своими природными красотами и идеями всех, у кого могут чему-то научиться. Вот к ним и едут учителя года, а федеральные власти снабжают деньгами на проекты (они выиграли 2 млн руб. в рамках ПНПО). Они даже нашли, как неблагополучных мам и пап привлечь в школу, устроив для них академию любящих родителей с самыми настоящими уроками. Вот такие они вулканические!

На «Успешной школе» было немало учреждений из глубокой провинции, взять хоть якутскую Школу имени Егора Мыреева из села Беченча, от которой до столицы региона 800 км, или затерянную в лесах темниковскую среднюю школу № 1 Республики Мордовия. Их проблема одна и та же — отсутствие необходимой культурно-развивающей среды: ни тебе театров, ни кинотеатров, ни музеев, ни филармоний и музыкальных школ. Что ж, школа берет все эти функции на себя. В мордовской школе, ставшей еще одной победительницей конкурса, например, действуют единственная в районе команда КВН, студия эстрадных миниатюр, коллектив «Юный кутюрье», чьи модные коллекции с нетерпением ждут темниковские модницы, а еще здешние школьники снимают социальные (!) фильмы и играют в оркестре народных инструментов и самодеятельном театре.

Так можно ли стать успешной школой в глубокой российской провинции? Можно, если создать в школе домашнюю атмосферу и научить любить этот маленький старинный городок (возникший в 1536 году!). Здесь все друг друга знают, поэтому и отношения поддерживают самые дружеские. А как иначе, если у школы есть такие мамы, как Елена Висюлькина? В ее семье 19 детей, из которых 4 родных, а остальные приемные и усыновленные. Елена Владимировна считает, ее детям очень повезло с учителями. Директор школы Людмила Полшкова шутит: у всех педагогов со школой служебный роман.

Миссия выполнима!

В еще большей степени это можно сказать о школе № 2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля Перми, также вошедшей в число лидеров конкурса. Поверьте, чтобы выделиться в Перми, этой мощной креативной образовательной столице Урала, надо быть суперзвездой, как вторая. Педагогический коллектив этой школы назван звездным без преувеличения: наверное, нигде больше нет столько победителей различных конкурсов и… потенциальных директоров других школ — за последние годы их здесь вырастили аж 4. Как они такими стали? Во-первых, директор Валентина Красносельских поставила перед ними по-настоящему масштабную цель, или миссию, — воспитание гражданина школы, Перми, России (именно так), а во-вторых, подняла каждого учителя на пьедестал (для чего у директора есть целая линейка разных поощрений, в том числе званиями внутри школы), при этом дав им самостоятельность и поле для творчества. Практически каждый педагог — руководитель какого-то творческого объединения или структурного подразделения, что опять-таки (держите управленческий секрет, коллеги!) позволяет сделать зарплату учителя достойной.

«Я придерживаюсь принципа Эшби, — говорит Валентина Леонидовна. — И считаю, что учитель сам в первую очередь должен быть успешным и счастливым, тогда и детям будет хорошо». А еще здесь необыкновенно любовно и со вкусом обустроенное пространство — одно удивительное интеллектуальное кафе имени «второклассника и второгодника» Ивана Семенова чего стоит! И, уж конечно, дети тут тоже необыкновенные — практически все участвуют в грандиозном Фестивале искусств, проходящем на сцене Пермского театра оперы и балета им. Чайковского. Взять хотя бы вышедшего на сцену старшеклассника Владислава Костарева — лауреата международных и всероссийских детских вокальных конкурсов, который собирается стать программистом (в этой гуманитарной школе предусмотрено и углубленное профильное обучение по информатике), а недавно побывал со своим проектом — аппаратом для реабилитации руки после инсульта — в Сколково…

В каждом ребенке — солнце

По сути, психологической и социальной реабилитацией уже детей-инвалидов занимается Центр инклюзивного образования из Великого Новгорода, еще один победитель «Успешной школы». Не случайно в расписании школы значится психология. «Мне этот урок нравится, с нами психолог обо всем разговаривает! — говорит незрячая ученица младших классов Даша. — А еще наша школа самая лучшая и очень удобная — везде указатели на Брайле, лифт есть». Серьезный третьеклассник Вова в очках ее поддерживает и развивает мысль дальше: «У нас очень интересно учиться. Я с первого класса увлекаюсь наукой, в частности, астрофизикой. Участвовал уже в городском турнире по робототехнике. У меня был робот Железяка с магнитом и клешней — для уборки мусора под водой». Для таких, как Вова, здесь созданы все условия — есть оборудование для занятий робототехникой, мультипликацией.

Вообще-то это еще и центр дистанционного обучения области, поэтому оборудован он внушительно. Дети с ОВЗ имеют лучшие условия для занятий и сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Наверное, поэтому предпочитают сдавать их не на особых, а на общих для всех условиях, и сдают порой лучше, чем здоровые дети в среднем по области. В этом, конечно, заслуга потрясающих педагогов. Поэтому не наградить новгородцев, как сказал сопредседатель жюри Петр Положевец, было невозможно, несмотря на разрыв в 1 балл с пятым победителем. Зал бурными аплодисментами проводил на сцену педагогов и учеников центра. Даша не скрывала ликования: «Ура! Я же говорила, мы победим!»

Восхищение коллег вызвала и позиция учителей средней школы Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области. Ведь надо изначально иметь смелость, чтобы заявить о себе в конкурсе успешных школ! Нужно иметь смелость и оценить такую школу, как это сделало жюри конкурса. «О таких, как наша школа, не принято говорить, наши ученики вызывают у общества отторжение, — признала горькую правду директор Ирина Пескова. — Но это наши дети, и они придут к нам после отбытия наказания». Какими придут эти ребята, а в школе учатся малолетние преступники от 14 до 18 лет, во многом зависит от этих мужественных людей. А они делают все, что в их силах. Может быть, потому что пытаются разглядеть в этих затемненных детских душах… солнце. «Трудные дети — это дети, которым трудно», — считают здесь.

«Самое трудное в нашей работе — найти путь к сердцу ученика, — признаются учителя. — Потом уже несложно». Поверившие в то, что все в их руках, ребята готовы и фильмы снимать, и научными исследованиями заниматься, и в самодеятельности играть. Руководство колонии и педагоги школы совместно стараются, чтобы школа стала для пацанов местом притяжения и комфорта, почти незнакомого им домашнего уюта. А еще показывают им иные возможности в жизни, чем они видели раньше. «Я под свою ответственность постоянно их куда-то вывожу — то в театры, то в музеи, то на Байкал, — говорит врио начальника колонии Денис Кодачигов. — Для них это огромное событие, и они видят, что есть другая жизнь, есть к чему стремиться». Они и стремятся — сейчас кто-то учится на машиниста, юриста и даже художника. Закончила свое выступление директор школы, как всегда, предельно честно: «У нас прекрасная школа, но я мечтаю, чтобы в нее никто не попадал!».

О том, чтобы страшная история никогда не повторялась, мечтает и директор средней школы № 60 из города Грозного Чеченской Республики Саидхасан Хаджиев. Первая и вторая чеченские войны оставили особый след в сердцах поколения, чье детство пришлось на 1990-е. Они уже сами стали мамами и папами, но представления о нормальной школьной жизни были лишены, поэтому конфликты поначалу были неизбежны. Хаджиев принял весьма неожиданный и многими сначала непонятый шаг — обсудил и принял в школе кодекс педагогической этики, по которому учителя брали всю ответственность за любой конфликт на себя, не ввязываясь в выяснение отношений. «Виноватых и плохих детей не бывает» — из этого исходили учителя. Было трудно, но постепенно заметили, что недопонимания и ссор становится все меньше, а потом они и вовсе практически сошли на нет. Здесь имеют право гордиться тем, что ни один выпускник 60-й никогда не участвовал в конфликтных ситуациях на межнациональной почве. Это ли не успех?

Теперь школа столь популярна у жителей республики (а учатся здесь не только грозненцы), что вынуждена работать в три смены. Тут первыми в республике перешли на профильное и дистанционное обучение, сетевое взаимодействие с учреждениями СПО и вузами. Учителя здесь не только терпеливые и мудрые, но и высокие профессионалы. Личное доказательство тому — учитель русского языка и литературы 60-й школы Залина Тепсуркаева, учитель года Чеченской Республики-2014. Наверное, не случайно школа победила еще и в номинации «Народное признание» (завершающий, очный, тур конкурса можно было смотреть в прямой трансляции на сайте «УГ» и даже голосовать за понравившуюся школу) — за нее проголосовали 2132 человека.

Как видите, формулы успеха у всех лидеров разные, но все имеют общий «секретный ингредиент» — ту одержимость и горение своим делом, которые и присущи лидерам. Все шесть победителей получили из рук Петра Положевца сертификаты на 100 тысяч рублей.

Впрочем, все наши финалисты уже победители.

Подарки — каждому

И в заключение о поддержке конкурса, призах и подарках от наших партнеров.

Ведущий церемонии награждения, главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец, искренне поблагодарил за многолетнее плодотворное партнерство и деятельную поддержку конкурсов «Учитель года России» и «Успешная школа» издательство учебной литературы «Экзамен». Учебные пособия, созданные издательством, полностью соответствуют действующим демоверсиям ЕГЭ и ОГЭ, дают возможность комплексно подготовиться к сдаче итоговой аттестации по большинству предметов школьной программы, являются опорой для учителей и старшеклассников при подготовке к выпускным экзаменам. Авторами учебных пособий являются действующие разработчики вариантов демонстрационных версий ЕГЭ и ОГЭ, сотрудники ФИПИ. Методисты издательства тщательно отслеживают все изменения, которые происходят в порядке проведения выпускных экзаменов. Они полностью учтены в новых учебных пособиях для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ 2017 года. Приказом № 699 Министерства образования и науки РФ учебные пособия издательства «Экзамен» допущены к использованию в образовательных организациях. Все это, а также живое общение с учителями и учениками дает возможность «Экзамену» издавать самые актуальные учебные пособия, отвечающие запросам читательской аудитории.

Прозвучала благодарность за поддержку конкурса также «Русскому слову» — издательству, которое одной из своих основных задач считает формирование библиотечного фонда школ изданиями художественных и научно-популярных книжных серий, созданных в соответствии с учебной программой. Книги издательства удостоены различных наград, среди которых Премия Правительства РФ в области образования, национальные премии «Лучшие книги и издательства года», победа во Всероссийском конкурсе на лучший учебник. Все 20 лауреатов конкурса получили в подарок комплект словарей и «Исторический словарь школьника» — универсальное издание, в котором каждый день года представлен историческими событиями.

А генеральный директор некоммерческого партнерства по содействию в поддержке и сохранении русского языка «Родное слово», руководитель общероссийской лексикографической программы «Словари XXI века» Константин Деревянко вручил лауреатам электронные версии всех академических словарей «Словари XXI века».
Но и это еще не все подарки. Все 20 лауреатов конкурса получили на торжественной церемонии призы от компании eNano, которая реализует проект для школьников, направленный на популяризацию естественно-научного образования и основ нанотехнологий «Стемфорд. Образовательная онлайн-платформа». Все команды лауреатов конкурса получат доступ к электронным образовательным курсам, сетевым проектам, вебинарам, учебным видео и другим образовательным ресурсам по тематике STEM.

Свои подарки лауреатам приготовили и абсолютные победители Всероссийского конкурса «Учитель года России».
Так, Александр Демахин, учитель года России-2012, ныне руководитель социально-просветительского отдела БДТ Санкт-Петербурга, преподнес командам лицея из Соснового Бора Ленинградской области и гимназии петербургской культуры № 32 пригласительные билеты на спектакли Большого драматического театра.

А учитель года России-2007 Дмитрий Гущин наградил подпиской на видеоколлекцию уроков по математике на 2016–2017 учебный год самых активных пользователей портала «Решу ЕГЭ» — школу № 2 из Перми, лицей из Соснового Бора Ленобласти, казанскую школу № 119, гимназию № 210 «Корифей» г. Екатеринбурга.
Но самым главным подарком для финалистов «Успешной школы» стала возможность показать себя всей стране, ознакомиться с опытом лучших школ страны и погулять по предновогодней Москве. Все уезжали с конкурса в приподнятом настроении и с обещанием навестить или пригласить друг друга в гости.

Вот она, «Успешная школа», в действии!