Развитие зрительного восприятия — один из путей развития орфографической зоркости.

Ребенок с трудом запоминал буквы, долго их путал. Читает медленно. Допускает много глупых ошибок. Прочитает слово правильно, а при записи то букву пропустит, то перепутает. Словарные слова учит, а за диктанты сплошные двойки! Научно доказано, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его зрительно, и рука зафиксирует его неверный графический образ, который отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

Иногда ошибки наблюдаются уже в букварный период, когда ребенок начинает правильно писать буквы, но вот при написании слов теряет их элементы, не может правильно соединить их. Постепенно уровень сложности изучаемого материала повышается, увеличивается объем письменных работ, растет количество ошибок. Очевидно, что самостоятельно преодолеть трудности получается не у всех. Необходима помощь взрослого. Причины затруднений различны. Используя специальные упражнения, можно добиться успеха.

Одной из причин возникающих трудностей является недостаточность зрительного анализа

Тренировочные упражнения.

1. «Найди одинаковые изображения» (развиваем зрительный анализ и сравнение).

Можно использовать любые игры и дидактические пособия, например «Палитру» с соответствующим комплектом карточек, развивающие игры «Найди различие», «Что не подходит?» и др.

2. «Найди слог, слово» (формируем зрительный анализ букв, умение выделять их в слове).

СЕ   СЕ ЕС СО СЕ ЕС СО СЕ СЕ ОС ЕС ЕС
ОБ   БО БИ ОБ ОВ БА БО БА ОБ ВО ОБ БО БО
ГДЕ   ДЕГ ГЕД ГЛО ГЕД ЕГД ГЛЕ ГЛО ДОГ ГЕД ГДЕ
КОТ   ТОК ОТК КОТ КИТ ТАК НОТ НОК КТО КОТ
СЛОН   НОСЛ ЛОСН СМОН СЛОЛ ЛОСМ СЛОН СЛОМ

 

Ребенку предлагается выбрать и подчеркнуть те буквосочетания и слова, которые написаны в левом столбике:

3. Найди в правом столбике каждой строки таблицы элемент, указанный в левом столбике. Выдели его.

ОНА ОНА ОНА ОНН
ИНО ИИН ИНА ИНО
УНА УНА УНИ УНО
АНО ОНА АНА АНО
ЫНА ЫНИ ЫНН ЫНА

 

4. Найди слово среди похожих сочетаний букв.

АННА АНАН АНАН НАНА АННА
НИНА ИННА НАНИ НИНА АННИ
САНИ СИНА САНИ НАСИ САИН
СОУС СУОС СОСУ СОУС СУСО
АНАНАС АНАНАС АНСАНА НАСАНА САНАНАС
НАСОС НОСАС НСОСА НАСОС НАСАС

 

5. «Обведи и напиши сам». Первоклассники любят работать на доске. Дома тоже можно использовать небольшую доску и мел. Вначале букву пишет взрослый, ребенку предлагается вначале пальчиком, а потом мелом обвести эту букву. Затем — написать самостоятельно. Можно сравнить маршрут написания буквы с маршрутом машины и предложить использовать не мел, а маленькую машинку.

Недостаточное развитие процессов внимания

Тренировочные упражнения.

1. Ребенку предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДАТАЛАТТА
ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР
РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРРА
ГРУММОПД
ВАТЕРПРООФЕТТА СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДАТОНОВ
ГРАСЕМБЛАДОВУНТ
ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА ХЛОРОФОНИМАТА ДАРРИСВАТЕНОРРА
ЛАЙОНОСАНДЕРА
МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНАЛЕТЕЛЛИГРАНТОЛИАДЗЕ
МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН
МУСЕРЛОГГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГРАФУНИТАРЕ
АДСЕЛАНОГРИВАНТИБЮДАРОЧАН
БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙМСТЕНАТУРЕПВА ДИОЛОЗГЛНИЧЕВЯ
ОСТИМАРЕ

2. «Корректурная проба».

Используются специальные бланки с несколькими рядами букв (55-60 букв в строке, 30-35 строк). Ребенку предлагается в течение 5-7 минут как можно быстрее просматривать ряды букв и вычеркивать заданным образом 2-3 буквы (например, букву «а» зачеркивать, а букву «к» подчеркивать). Можно использовать и любой текст с крупно напечатанными буквами. Подсчитывая количество допущенных ошибок, можно сделать вывод об эффективности работы.

3. Поиск заданной буквы во всех словах предложения.

Ребенку предлагается подчеркнуть (или выделить маркером), например, букву а в каждом слове.

4. Чтение с пробелами.

Вначале ребенок черным маркером закрывает каждую букву, например, а. Затем ему предлагается прочитать предложение (текст) с пробелами.

Таким образом, можно перебирать все буквы, кроме Ъ и Ь. Постепенно задание усложняется. Ребенок закрывает не одну, а две или три разные буквы. Можно закрывать окончания или приставки. Чтение с пробелами позволяет не только сформировать технику чтения, но и улучшает орфографическую зоркость.

5. Поиск заданного слова в предложении.

Ребенок читает предложение, содержащее не менее 2 слов. Предлагается найти заданное слово.

Например: На зеленом лугу паслись коровы. Задание: Найди слово «коровы».

6. Поиск в тексте заданных слов.

Вначале читается весь текст. Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем — на слух. Отыскав слово, ребенок его подчеркивает или обводит в кружок.

7. Поиск в тексте предложения, которое начинается с заданного слова.

Вначале читается весь текст.

Примерный текст для предъявления.

Наступило лето. Звонко щебечут птицы. Ласково греет солнышко. Ярко зеленеет молодая трава. Луга покрылись пестрым цветочным ковром. Началась долгожданная пора и у детворы — летние каникулы.

Задание: Найди предложение, которое начинается со слова ярко.

8. Поиск в тексте предложений заданного содержания.

На примере текста предыдущего упражнения задание может быть таким:

Прочитай текст. Найдите предложение, в котором говорится о птицах.

9. «Найди эталон» (развиваем произвольное внимание и побуквенный анализ).

В качестве эталона предлагается какое-либо длинное слово или псевдослово. Затем дается набор из 10-15 карточек, на которых написаны как это слово-эталон, так и другие слова, отличающиеся от него лишь на одну-две буквы. Например, в качестве эталона выбрано слово «фломенидия». (Не столь важно в данной ситуации, знает ли ребенок значение этого слова. Однако если ребенок познакомится с ним, интерес к выполнению задания укрепится, а при успешном его выполнении он запомнит, что же означает это слово).

На карточках встречаются слова: фламанидия, фломенадия, флонемидия и т. п. Задача ребенка — быстро разложить карточки на две группы: со словами, совпадающими с эталоном, и со словами, отличающимися от него.

Сначала слово-эталон находится постоянно перед ребенком в непосредственной близости, затем оно пространственно отделяется (пишется или вывешивается на доске, на стене, на двери, на холодильнике и т. д.). На заключительном этапе слово-эталон показывается на 15-20 сек., а затем убирается, и сличение осуществляется по памяти. Для усложнения задания можно попросить ребенка раскладывать карточки на подгруппы: не совпадает только одна буква, две буквы и т. д.

Использование таких нестандартных упражнений помогает разнообразить занятия, повышает интерес к учебной деятельности, позволяет достигать успеха.

Недостатки в развитии зрительного анализа вербального материала

Тренировочные упражнения.

1. Зрительный диктант на вербальном материале (развиваем зрительный анализ слов, орфографическую зоркость).

Предлагается текст. Те орфограммы, которые должны быть запечатлены зрительной памятью, выделяются графически (подчеркиванием, цветом, шрифтом). Материал подробно разбирается. Ребенок анализирует графический образ слова или предложения. Списывание по буквам не допускается. Взрослый предупреждает, что слова сейчас будут скрыты (стерты, прикрыты листом бумаги).

Примерные варианты зрительного диктанта.

А. Самые популярные зрительные диктанты И. Т. Федоренко. Ими пользуются многие учителя. Эффективны они и в коррекционной работе. Вот только подход немного другой. Ребенку предлагается для запоминания одно предложение. Вначале время не ограничивается. Если при записи предложения ребенок не допустил ошибок, ограничиваем время для запоминания следующего. Сколько предлагается предложений за один раз? Не больше 5 предложений. Если ошибок нет, то в следующий раз двигаемся дальше. Если ребенок ошибается, останавливаемся, и в следующий раз начинаем именно с этого предложения.

Зрительные диктанты.

Предложения

Время для запоминания в секундах

1. Тает снег.

8-10

2. Идет дождь.

9-10

3. Небо хмурое.

10-10

4. Коля заболел.

11-10

5. Запели птицы.

11-10

Постепенно уровень сложности повышается.

1. Мальчишек радостный народ коньками звонко режет лед.

45-8

2. Осенью и зимой можно увидеть синиц в городе у кормушки.

45-8

3. Каждый год ребята высаживают цветы на школьном дворе.

45-8

4. Красная душистая земляника созрела на лесной опушке.

45-8

Б. Летом.

Рады дети лету. Каждое утро мчатся они к реке. Днем собирают щавель. Потом идут гулять в рощу. Там поют чижи, стучат дятлы, трещат сойки. Хорошо летом!

В. Овощи: помидор, огурец, морковь, горох, капуста, картофель.

Деревья: береза, осина, клен, дуб.

Птицы: воробей, ворона, сорока, дятел.

Г. Что такое пальто? (Одежда) Ольха? (Дерево) Астра? (Цветок) Редька? (Овощ) Окунь? (Рыба) Шинель (Одежда) Кукла? (Игрушка) Пила? (Инструмент) Кровать? (Мебель)

2. «Запомни написание».

В течение 6-8 секунд ребенок читает текст. Затем текст закрывается, и ребенок записывает его по памяти. Выделенные жирным цветом буквы записываются зеленым цветом.

В лесу сосна. Ежи живут в лесу.
У сосны лиса. Ерши живут в реке.
В лесу осины. Щука — речная рыба.
У осины заяц. Наша дача у речки.
Ребята пришли в школу. К нам пришла морозная зима.
В классе идет работа. Всю ночь шел пушистый снег.
Учитель учит учеников. Утром ребята пошли на горку.
У учеников идет ученье. Быстро катились лыжи и санки.

3. «Найди слова» (развиваем побуквенный анализ слов).

Ребенку дают 18-20 карточек, на каждой из которых написано одно слово. Нужно найти слова, которые при написании отличаются одной или несколькими буквами. Например, «машина — малина», «автобус — абрикос», «Маша — Миша», «Тоня — Толя» и др.

4. «Раздели на группы» (развиваем побуквенный анализ).

Подготовить 12-15 карточек, на каждой из которых написано одно из следующих трех псевдослов, мало отличающихся друг от друга: заркунсебул, зархулгебул, заркунчебул. Каждое из них встречается от трех до шести раз. Задача ребенка — как можно быстрее разложить их на группы так, чтобы в каждую группу попали лишь тождественные по написанию псевдослова.

Несформированность зрительной памяти

Тренировочные упражнения.

1. «Запомни картинку» (развиваем непосредственную произвольную зрительную память).

Ребенку предлагают рассмотреть и запомнить предметы, изображенные по одному на 4-5 картинках. Через одну минуту картинки убирают, и просят назвать их по памяти. Затем ребенок должен отыскать эти картинки среди 10-12 похожих, беспорядочно разбросанных картинок. Так же учить узнавать буквы и цифры (английские буквы, латинские, римские цифры и др.). Постепенно количество запоминаемых объектов следует увеличивать.

Недостатки в развитии самоконтроля

Тренировочные упражнения.

1. «Найди ошибки».

На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На повогодней елке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.

Для младшего школьника дорога знаний только началась. На своем пути многие встретят различные препятствия. Наша задача вовремя помогать нашим детям эти препятствия преодолевать.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

КомментарииКомментариев: 3

  • фото
    Руслан Атнагулов 31 марта 2016

    Большое спасибо за статью! Много полезной информации.

    • фото
      Вероника Смирнова 31 марта 2016

      Спасибо за теплый отзыв, рада, что подобранный мной материал был Вам полезен.

  • фото
    Марина Перемитина 14 декабря 2016

    Большое спасибо за интересный и очень полезный для работы материал.