Мы вступаем на сложный путь познания управления образовательной организации как системы, в котором от начального этапа определения элементов мы дойдем до завершающего «броска» в глубины тайн управления процессами поведения системы.
Поэтому сейчас, находясь в самом начале и вновь вспоминая детскую песенку «Из чего же, из чего же, из чего же…?», задаемся первыми и важными вопросами: из каких элементов состоит система, призванная управлять образовательной организацией? И сразу сталкиваемся с трудностью: как же нам сначала «объять необъятное», а потом в этом необъятном и непонятном выделить то, что станет элементами системы? Не отступим перед препятствием, а начнем разбираться!

Вот так, шаг за шагом, мы начинаем осваивать наши первые «азбучные» основы управления. Но в этот раз мы от азбуки — А и Б — перейдем к «арифметике» управления, которая пока не раскроет перед нами тайны оптимальных расчетов эффективного управления, но зато научит нас внимательно относиться к тому, что скрывается под казалось бы простым соединением понятий «система» И «управление», а так же поможет выстроить программу нашего системного исследования управления образовательной организацией.

Каждый из руководителей, кто брался за учебники и книги по теории управления и менеджмента, порой вынужден был закрывать дверь этой «гостеприимной» науки: термины, понятия, подходы… Как это все не вяжется с реальными проблемами управления, которые мы, руководители образовательных организаций, должны решать «здесь и сейчас»!

Но даже имея за плечами такой неудачный опыт восхождения к «заоблачным научным высям», мы знаем, что в управлении надо мыслить и действовать системно… А для этого нужны знания — «азы, буки, веди и глаголи» управления и менеджмента. Вот и мы начнем с «азов» — с субъекта и объекта управления и посредством их раскроем первую тайну, скрывающуюся под двойным названием темы нашего разговора: «управление и менеджмент».

В новом учебном году за парты садятся не только школьники и студенты, но и руководители ОО и их заместители, и те, кто еще только мечтает стать директором ОО или заведующим ДОО. И у них тоже есть своя школа — Школа Управленческого Мастерства, в которой учиться очень нелегко.

И в этой школе, как и в любой другой, тоже есть трудные проблемы мотивации обучающихся, поскольку ученики здесь особенные…

И в этой школе тоже решают сложные задачи введения стандартов, проводя важные параллели между универсальными учебными действиями (УУД), которые осваивают наши дети, и универсальными управленческими действиями-компетенциями, которыми должны владеть все, кто причастен к управлению образовательными организациями.

В новом учебном году за парты садятся и… сами образовательные организации, если они ставят перед собой сложные задачи — стать организациями компетентными.

Мы стоим на пороге изучения нового большого раздела. Нам предстоит нелегкий путь освоения премудростей управления образовательной организацией. И те, кто не понаслышке знает о тяжести управленческой доли, отчетливо понимает, что в управлении главными глаголами являются модальные: должен, обязан, сможешь!

И, несмотря на эти трудности деятельности, управление манит и притягивает высотами должностной лестницы. Управление — это звучит…модно! Поговорим о моде на управление.

Ну, а следом за модой напрашивается вопрос о моделях управления — модных, современных и не очень, отвечающих духу и требованиям времени, а возможно и устаревших. Или речь идет о моделях прет-а-порте — «готовой одежды» и общепринятых «фасонов», несмотря на то, что они не отвечают особенностям «фигуры» — условиям и задачам деятельности конкретной образовательной организации?