Проникая в глубины тайн системообразования в управлении образовательными организациями, мы подходим к важным вопросам не только в том, благодаря чему объединяются элементы в систему, но и что собой представляют эти «объединители земли системной»? И теперь перед нами стоит задача понять суть системообразующих связей и распознать их важность
Но здесь мы не обойдемся без парадоксов, поскольку именно системообразующие связи помогут нам увидеть структуру системы. И в то же время, как мы можем понять, какие связи будут системообразующими, если у нас еще нет представления о том, какова же должна быть структура системы управления ОО?
Вот и получается, что система — это тоже «парадоксов друг»…

Мы все еще разбираемся со сложным вопросом «невидимых» связей в системе управления. В этот раз задаем системе трудные в нашей управленческой практике вопросы, поскольку речь идет о том, что от образовательной организации многое требуется и государством, и обществом, и каждой семьей, связавшей судьбу развития их детей именно с нашим детским садом, школой, домом творчества и т. д.
И все эти требования наша образовательная организация должна выполнять! Но как все это сделать многострадальной системе управления, когда в ОО недостает для этого условий? Вот такая задачка по управленческой «математике»…

Продолжим разговор о невидимых связях в системе управления на актуальную тему «Как управлять?». Этот вопрос, исходящий от механизма управления, мы задаем, обращаясь и к нашему объекту — образовательной организации, и к нам самим — субъектам управления.
И учась правильно задавать системе правильные вопросы, еще раз убедимся, что в управлении не работает арифметическое правило «от перемены мест слагаемых…», поскольку мы не складываем сумму элементов, а создаем из них целостность.
Но без связей, отвечающих за технологичность управления в образовательных организациях, нам будет крайне сложно этого добиться и осуществить свою мечту об эффективной системе управления.

Мы уже говорили о связях — «скромных и невидимых» тружениках системы. И там, где они не работают или ослаблены, начинаются нешуточные управленческие проблемы. Как же эти связи сделать видимыми и понимаемыми, снять с них завесу тайны?
А для этого надо научиться… задавать системе вопросы! У системы всегда есть ответы, но…
Но только отвечать на них она будет только тем из нас, кто сможет правильно задать системе правильные вопросы. Вот мы и начнем разбираться в том, какие связи в системе управления отвечают за функционал и достижение целей.

Мы вступаем на сложный путь познания управления образовательной организации как системы, в котором от начального этапа определения элементов мы дойдем до завершающего «броска» в глубины тайн управления процессами поведения системы.
Поэтому сейчас, находясь в самом начале и вновь вспоминая детскую песенку «Из чего же, из чего же, из чего же…?», задаемся первыми и важными вопросами: из каких элементов состоит система, призванная управлять образовательной организацией? И сразу сталкиваемся с трудностью: как же нам сначала «объять необъятное», а потом в этом необъятном и непонятном выделить то, что станет элементами системы? Не отступим перед препятствием, а начнем разбираться!