Продолжая разговор о проектировании общей структуры, мы приступаем к выбору индивидуального для каждой образовательной организации варианта формирования структурных подразделений в ОО. И выбор этот мы будем делать, исходя из специфики задач и особенностей условий нашей конкретной организации.

А завершив этот многотрудный этап проектирования внутренней структуры ОО, нам остается «рукой подать» до последнего шага в понимании организационного устройства ОО. Формируя внешнюю структуру нашей образовательной организации, мы опираемся на важный постулат менеджмента: «„наилучшая“ структура — это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой».

Перед нами стоит сложная задача проектирования общей структуры образовательной организации, основу которой составляют структурные подразделения. Каждому руководителю ОО «греют сердце» законодательные строки: «Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры…», «Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения…».

Казалось бы, столько свобод предоставлено, а вот компетентно воспользоваться ими мы не всегда можем. Начнем разбираться в этом сложном вопросе.

Завершая проектирование вспомогательной структуры ОО, мы приступаем к такому важному компоненту обеспечения деятельности образовательной организации, суть которого можно представить известным изречением «Кадры решают все!». А вот как организовать работу с кадрами в ОО так, чтобы они решали все, и были бы способными и подготовленными к решению всех сложных задач деятельности ОО, мы и будем говорить в этой теме. И если на повестке дня перед руководителями ОО стоит вопрос не только о кадрах, но и о компетентных кадрах, то на вопрос методического обеспечения деятельности образовательной организации, привычно называемого «методическая работа», мы обратим особое внимание.

Предыдущие компоненты вспомогательной структуры ОО (нормативно-правовые и финансово-экономические условия), о которых мы говорили в предыдущий раз, не представляют собой нечто материальное, что окружает нас в стенах наших образовательных организаций. И, как правило, хлопотная нормативная и финансовая работа канцелярий и бухгалтерий неведома тем, кто работает и учится, кто приводит своих детей на занятия в наши ОО.

Зато и педагоги, и дети, и особенно родители, а также гости и… проверяющие! зорким и пристальным взглядом оценивают все те реальные, материальные условия, которые созданы в образовательной организации. Вот и получается, что первое, чем встречает наша образовательная организация жителей и гостей нашего большого дома, как раз и представляют собой те самые условия жизнедеятельности и материально-технического обеспечения, о которых мы и поведем речь.

Любой руководитель на вопрос о том, что занимает «львиную долю» его рабочего и нерабочего времени, без запинки начнет перечислять вопросы нормативно-правового и финансово-хозяйственного обеспечения ОО. А вот нам, проектирующим организационную структуру образовательного учреждения, теперь предстоит не только кратко назвать, но и проникнуть в смыслы этой многотрудной деятельности в ОО, и начать многоуровневое проектирование ее структуры.