Системообразующие связи: определяем наиглавнейших из главных тружеников в системе управления

Итак, мы подошли к середине нашего пути и останавливаемся на одном из сложнейших вопросов исследования управления как системы — выявление среди разнообразных связей именно тех, которые получают гордое название системообразующих.

изображение
изображение

Понятно ощущение, складывающее в головах у большинства практиков, когда в результате довольно тщательного погружения в суть взаимодействия и взаимосодействия элементов в системе управления мы уже получили весьма значительный набор связей. А теперь нас опять призывают к выявлению новых, да еще и называя их системообразующими!

изображение

Поскольку у нас возникают сомнения в целесообразности и нужности предстоящих действий, давайте вначале разберемся, для чего мы будем это делать. И для этого еще раз посмотрим на этапы «большого пути» исследования управления как системы, определим наше нынешнее местоположение и заглянем в название следующего, пятого этапа, до которого нам остается сделать всего шаг.

изображение

И этот опережающий взгляд помогает нам увидеть цель предстоящих действий и составить первое примерное представление о том, что мы будем делать, выявляя системообразующие связи в системе управления.

изображение
изображение

А ведь верно! Именно системообразующие связи помогут нам распознать структуру системы, и в то же время, как мы можем понять, какие связи будут системообразующими, если мы не представляем себе, какова структура системы управления? А ведь это не первый «порочный круг», с которым сталкиваются исследователи систем!

изображение

Для того чтобы понять, какие свойства элементов считать системообразующими, надо предварительно знать систему (функции, цели), чтобы адекватно её расчленять. Итак, возникает порочный логический круг. Чтобы построить систему, надо знать свойства элементов, а чтобы знать свойства элементов, надо знать систему. Такие задачи решаются методом последовательного приближения. Сначала высказывается гипотеза о свойствах элементов и из них строится система. Полученная система проверяется на адекватность, и в неё вносятся изменения [1].

Попов В.П., Крайнюченко И.В.

изображение

Да и то верно, что окончательно запутываться нам не с руки, но с другой стороны, мы не сможем выстроить структуру системы, пока не выявим системообразующие связи. Как же нам все-таки поступить?

Давайте воспользуемся условным методом последовательного приближения, и попробуем пойти от обратного. Представим, что структура системы управления, включающая уже знакомые нам четыре элемента, у нас есть. Какой она может быть?

Подключаем фантазию, нашу изобретательность, комбинаторные способности… и получаем множество вариантов, один другого лучше и краше:

  • либо выбираем совсем простой, выстроив все элементы в линеечку:
изображение
  • либо, поняв, что не все связи взаимодействия, которые мы уже выявили, работают в предыдущей структуре, строим вот такие разные структуры системы, мучаясь вопросом, какая же из них будет лучше и правильней?
изображение
  • либо, так и не сделав правильный выбор, сводим систему вот к такой структуре, где уж во всяком случае, все элементы «равны» и присутствуют все ранее выявленные связи:
изображение
  • либо возвращаемся к любимому треугольнику, но теперь уже вписываем в него разные элементы, опять обрекая себя на сложный выбор их значимости в системе:
изображение
  • либо, все же не останавливаясь на прежних вариантах, строим не треугольники и квадраты, а выходим из плоскости в пространство и создаем красивую пирамиду. При этом мы вновь останавливаемся перед сложным выбором элемента, которому отдадим предпочтение и сделаем его «царем горы»:
изображение
изображение
изображение

Можно показать, можно рассказать, а лучше будет, если мы сами сделаем правильный выбор, подчиняясь не своему субъективному мнению, которое, как правило, продиктовано желанием упростить структуру, а выяснению того, что же мы будем понимать под системообразующими связями.

Итак, путь, который мы выбрали, связанный с построением возможных структур в системе управления, состоящей из четырех элементов, не дал нам ожидаемого «просветления», а наоборот, лишь запутал многообразием возможностей.

Но неудовлетворительный результат — это то же результат! И теперь мы отчетливо понимаем, что игнорировать этот этап в исследовании управления как системы мы никак не можем, поскольку отсутствие понимания, что же является системообразующими связями, приводит нас либо к неправильному построению структуры системы (а значит, потом и к неверному пониманию принципов поведения системы!). Поэтому ни «гаданием на кофейной гуще», ни исследованием «методом тыка» мы не добьемся нужных нам результатов.

изображение

Очень правильный и своевременный вопрос! Однако начиная двигаться в этом направлении, мы с сожалением обнаруживаем, что не все так просто, поскольку четкого и ясного для нас, практиков, ответа на вопрос: Что же такое системообразующие связи? — мы в научной литературе и учебниках сразу не получим.

изображение

Если учесть, что весь пафос системных исследований направлен на поиски системообразующих факторов, а не просто совокупности характеристик системного объекта, то естественно было бы среди всего многообразия связей попытаться выделить те, которые можно назвать системообразующими связями, т. е. связи, специфические для органичных целых [2].

Э. Г. Юдин

изображение

Каждая система структурно оформлена. Структура — строение системы, внутренняя форма организации системы как материи. В подавляющем большинстве случаев в системах может быть неизвестно точное количество элементов, всех свойств и многих связей. Однако есть системообразующие элементы и связи, т. е. то, что составляет сущность системы, ее самостоятельную силу и что передается структурой [3].

pen

Основная проблематика системного подхода зависит от выявления и исследования многообразных связей, прежде всего, системообразующих связей, то есть связей, которые могут быть обнаружены у объекта лишь на системном уровне.

… Та или иная множественность объектов может быть признана системой лишь при наличии системообразующих связей [4].

изображение

Вопрос сложный, поэтому давайте начнем разбираться, опираясь на методологию, теорию и нашу управленческую практику. И для этого выделим основные понятия, с которыми будем работать.

Итак, перед нами стоит задача понять, как из набора (состава) элементов эта совокупность становится системой? Какие условия должны «сподвигнуть» элементы соорганизоваться в систему? Именно на этот вопрос отвечают поиски системообразующих факторов.

изображение
изображение

Одна из важных проблем в определении системы — выяснение сущности сил, объединяющих множество в одну систему. Действительно, как образуются, существуют, функционируют, развиваются системы? Как они сохраняют свою целостность, структуру, форму, ту особенность, которая позволяет отличить одну систему от другой? Почему неупорядоченность, хаос превращаются в организованное образование? Для объяснения этого применяется специальный термин — «системообразующий фактор». Под ним понимается фактор, который формирует систему [5].

Ю. П. Сурмин

Что же это за факторы, и если их несколько, то какой из них будет главным, основным, т. е. тем, который формирует систему и способствует их объединению в единое целое?

изображение

Существует несколько идей поиска главных факторов образования системы с философской точки зрения. Так, российский физиолог, основоположник теории функциональных систем Петр Кузьмич Анохин (1898–1974) выдвинул идею: решающий и единственный фактор — результат функционирования системы, который, будучи недостаточным, активно влияет на отбор именно тех степеней свободы из компонентов системы, которые при их интегрировании определяют дальнейшее получение полноценного результата.

Встречается мнение, что системообразующим фактором является цель, благодаря которой элементы системы объединяются и функционируют ради ее достижения. Это приемлемо для живой природы и социальной жизни. Здесь целевая системная организация нередко ведущая [6].

Ю. П. Сурмин

Мы уже не раз говорили о том, что «объект выступает как система лишь относительно своей цели» [7]. А в системе управления именно цель и является тем самым «движителем» к объединению элементов в системе.

?Знакома ли вам ситуация, когда в управляющей системе образовательной организации есть и органы управления, и должностные лица, и у всех них есть функционал и утвержденные планы работы, и регулярные сборы вместе для обсуждения, и контроль, и отчеты? Казалось бы, все есть, но…

Но не уходит шемящее чувство, что работает это все «в холостую»: двигатель шумит, шестеренки крутятся, а мы никуда не движемся… А вот когда мы задаемся вопросом: для чего мы (управляющая система) работаем? Какая наша цель? Чего хотим достичь? Каков результат нашей деятельности? Как он соотносится с целью, которую ставили? Какие органы управления/должностные лица эффективно действуют для достижения результата, а кто лишь формально отбывает положенное по графику рабочее время?… Вот тогда мы и придаем тот самый, важный и необходимый целенаправляющий импульс системе, позволяющий соизмерять результаты с тем, что хотели достичь, а не просто подводить итоги за истекшее, а чаще всего, упущенное время….

И уж коль зашел разговор о времени, то и этот фактор мы то же включим в число системообразующих. И не только как фактор будущих целеустремлений, но и как фактор прошлого.

изображение
изображение

Системообразующим фактором является время, точнее не протяженная его часть, а та, которую мы называем будущее. Будущее может выступать целью объединения. Понятие «ради будущего» применимо к процессам создания любых систем. Будущее лежит и в основе их сохранения. Кроме того, будущее влияет на развитие систем еще и тем, что его зачатки существовали в прошлом. Особенно хорошо применимы эти категории к анализу социальных систем. … Появление новых целей укрепляет и развивает систему. Неопределенность же с будущим резко ухудшает развитие системы, которая утрачивает динамику, снижает интегрированность, а также эффективность функционирования. Утрата будущего, по всей видимости, есть первейшее условие для аннигиляции системы.

Системообразующим фактором может быть и прошлое…. Наблюдается удивительное многообразие, например, временной детерминации, когда прошлое, настоящее и будущее формируют различные свои соотношения в системообразующих факторах систем. При этом одни системы предопределяются преимущественно прошлым, другие — настоящим, третьи — будущим, четвертые — всеми видами времени [8].

Ю. П. Сурмин

? Знакома ли вам ситуация, когда движимые укоренившимися в сознании строками Интернационала «весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим», мы забывали, теряли, утрачивали традиции и связь времен, в надежде, что создадим актуальное новое…?

И вводя эту новизну на месте руин «старого», не задумывались, что при этом уничтожается бесценный опыт созидания успешных образцов социальной практики…

изображениеВот и очень многие новые руководители перестраивали и перестраивают образовательную организацию и управление ОО по-новому, «не оставляя камня на камне» от предшественника. И действуя так, не всегда представляют себе последствия такого настиска инноваций на традиции…

изображениеЗнакома ли вам ситуация, когда управление образовательной организацией, да и не только ОО, но и всей системы образования, вспоминая о былых заслугах сферы образования, начинает жить по принципу «раньше и небо было голубее, и трава зеленее, и сахар слаще»? И не делая различий во временн̕ых условиях, устремляет системообразующий фактор будущего в прошлое, желая вернуть все «на круги своя», не задумываясь о том, что время неумолимо бежит вперед, задавая миру новые векторы развития.

Вот так и живет управление образовательными организациями, уповая лишь на привычное администрирование и приказы в эпоху развивающегося семимильными шагами сетевого столетия, соорганизующего социум по другим законам. Вот так и движутся образовательные организации «вперед, в прошлый век»…

Выявляя и изучая системообразующие факторы, т. е. факторы, которые формируют систему, мы переходим к сложному вопросу о том, что же собой представляют связи между элементами, благодаря которым это системное формирование и происходит. И не только происходит, но и закрепляется в определенную структуру взаимосвязанных элементов в системе.

изображение

Какую же роль выполняют эти системообразующие связи в системе? В чем заключается их системообразование? Именно этим связям суждено в системе не только заложить и создать ее структуру, но и отвечать за ее устойчивость под воздействием различных переменных.

Мы можем назвать такие связи инвариантными структурными связями, отвечающими за стабильность системы. Поэтому такой системообразующий фактор как время проявится в структуре как фактор, стабилизирующий систему и позволяющий ей адаптироваться в условиях изменений.

изображение
изображение

Абсолютно верно! Ведь мы же не хотим видеть в структуре системы управления только жесткий остов устойчивых связей, которые подобно железобетонным конструкциям свяжут систему так, что она не сможет вносить необходимые изменения, а значит, не будет способна к развитию!

И эта важная позиция становится существенной чертой системообразующих связей, поскольку через них в систему задается ее «целеустремляющий импульс», распространяющийся далее ко всем элементам системы управления.

изображение

Мы уже включали вопрос о целях в разбор сущности связей между элементами системы управления, выделяя целеполагание и целеустремление. А теперь напомним себе, что в основе разработки целей организации [9], а значит и целей системы управления ОО, будет именно целесообразность.

?Целесообразность («в основе таких целей лежат естественные, объективные причины» [10]) помогает ответить на вопрос: сообразно каким внешне заданным целям создана и функционирует организация?

Поэтому обратим внимание на такое понимание системообразующих связей как связей, обеспечивающих взаимодействие между системой и внешней средой.

изображение

Под системообразующими факторами в специальной литературе обычно понимают все явления, силы, вещи, связи и отношения, которые приводят к образованию системы.

Системообразующие связи можно определить как обеспечивающие свойство целостности системы постоянные, тесные отношения между компонентами единой системы и между данной системой и ее внешней средой [11].

В. В. Сорокин

И вот теперь, когда мы определили роль системообразующих связей в формировании системы, настало время обратиться к их важнейшей черте, которая и определяет их «рабочую» сущность. Системообразующие связи — эти «невидимые труженики» системы создают, поддерживают и укрепляют структуру системы!

изображение

Связи выполняют в системе несколько функций, наиболее важные из них:

  • системообразующая — связи выступают основой архитектоники системы, обеспечивают взаимодействие элементов, их взаимное влияние, участие в общесистемных процессах;
  • специфицирующая — связи задают конкретные свойства системы, ее специфику. Определенный набор, характер, направленность и другие характеристики связей системы предопределяют ее свойства, функциональные возможности и развитие;
  • витальная — связи обеспечивают жизнедеятельность системы, они поддерживают обмен системы с окружающей средой, изменения в связях предопределяет характеристики различных этапов развития системы [12].

Ю. П. Сурмин

изображение
pen

Термин архитектоника состоит из двух слов греческого происхождения: др.-греч. ἀρχι (archi) — главный и др.-греч. τεκτον (tektos) — строить, возводить, что в прямом переводе означает «главное устроение» (или основное строение). Это слово является абсолютно однокоренным со словами: архитектор (по-древнерусски это слово вообще звучало как архитектонъ, главный строитель) и архитектура (основа строения). В отличие от двух упомянутых терминов, архитектоника — обозначает главный (основной) принцип построения и общую систему связей между отдельными частями композиции… целого [13].

Значит, системообразующие связи будут создавать «главное устроение» и соответствовать принципам построения системы управления ОО.

Вот теперь, обогащенные новыми знаниями, мы и приступим к выполнению задачи нашего этапа исследования с пониманием того, что речь идет о системообразующих как наиглавнейших связях системы. А такое высокое звание среди всех главных связей они получили потому, что именно от них зависит и само формирование системы из выбранных нами элементов на основе главного движителя — цели, и то, насколько устойчива и адаптивна будет система управления, построенная по законам архитектоники системы.

изображение

Конечно, глядя на этот спектр прямых и обратных связей между элементами, задача, стоящая перед нами, может показаться непосильной и невыполнимой, если…

изображение

…если мы не будем преодолевать излишних препятствий, а попробуем, но только не упростить схему, а наоборот, проведя серьезную работу по означиванию только теперь уже не отдельных (прямых и обратных) связей, а именно связей взаимодействия, получить более ясную картину.

изображение

Серьезное замечание, требующее ответа. На самом деле, начиная разбираться в сути связей между элементами, мы согласились с тем, что нам недостаточно было обозначить их только как «взаимодействие», поскольку перед нами стояла задача заглянуть в суть этой взаимной «нужности» и обусловленности элементов. И мы не только заглянули, но и подробно разобрались с этим вопросом.

А вот теперь на этапе исследования системообразующих связей мы можем опять вернуть связям в системе их первоначальный смысл взаимодействия, поскольку теперь понимаем его обоюдную направленность, т. е. то, чем каждый элемент связан с другими и помогает друг другу в системе управления.

изображение
изображение

А вот простая или нет эта задача — дать название связям взаимодействия между элементами системы управления — каждый будет решать сам, получив вот такое задание на обдумывание.

Начнем со связей взаимодействия между первыми системообразующими элементами: субъектом и объектом управления.

изображение

И справившись с первым вопросом, перейдем к следующему и дадим имя связям взаимодействия между объектом и механизмом управления:

изображение

А ответив на второй вопрос, перейдем к обозначению связей взаимодействия между субъектом и механизмом управления:

изображение

И теперь так же по очереди определимся с названием связей взаимодействия, которые устанавливаются в системе между элементом условия управления и объектом, и субъектом, и механизмом управления.

Начнем со связей взаимодействия между условиями и объектом управления.

изображение

Теперь дадим имя связям взаимодействия между условиями и субъектом управления.

изображение

И наконец, последний вопрос домашнего задания: как мы можем обозначить связи взаимодействия между условиями и механизмом управления?

изображение

И теперь, ответив на эти шесть очень важных вопросов, мы сделаем себе… шпаргалку (как можно обойтись в школе (и даже в школе директора школы!), без такого веками отработанного инструмента обучения?).

изображение

В эту шпаргалку мы и внесем названия связей взаимодействия между элементами в системе управления, которые в следующем нашем разговоре обретут гордое звание системообразующих.

И получив такое задание (опять же, как можно обойтись в школе (а тем более, в школе директора школы!) без заданий на зимние каникулы (!), мы обсудим ответы на поставленные вопросы теперь уже в следующем году!

Литература

[1]. Крайнюченко И.В., Попов В. П. Системное мировоззрение. Теория и анализ. — Пятигорск.: ИНЭУ, 2005, 218 с., С. 79.

[2]. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. — М.: Наука, 1978. — 391 с., С. 191.

[3]. Глазунова Н. И. Система государственного управления: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 551 с., С. 27.

[4]. Бастрыкина О. А. Системообразующие связи внутреннего содержания права: дис. … канд. юрид. наук. Коломенский гос. пед. институт, Коломна, 2006. -197 с., С. 14, 73.

[5]. Сурмин Ю. П. Теория систем и системный анализ: Учеб. пособие. — К.: МАУП, 2003. — 368 с., С.67.

[6]. Там же, С. 68.

[7]. Ермак В. Д. Системы. Системные принципы. Системный подход.: Социон, 1997, № 2; 1998, № 1. [Электронный ресурс] http://socionicasys.org — Режим доступа. — URL: http://socionicasys.org/biblioteka/statji/sistemnij-podhod

[8]. Сурмин Ю. П. Теория систем и системный анализ: Учеб. пособие. — К.: МАУП, 2003. — 368 с., С.69–70.

[9]. Асмолова (Плахова) Л. М. Цели образовательной организации, или с чего начинается система. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://edumsko.ru/consultation/management/celi_obrazovatelnoj_organizacii_ili_s_chego_nachinaetsya_sistema

[10]. Пригожин А. И. Методы развития организаций. — М.: МЦФЭР, 2003. — 864 с., С. 77.

[11]. Сорокин В. В. Общее учение о государстве и праве переходного периода: монография. — М.: Издательство «Юрлитинформ», 2010. — 424 с. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: http://studopedia.su/16_129112_sistemoobrazuyushchie-svyazi-pravovoy-sistemi.html

[12]. Сурмин Ю. П. Теория систем и системный анализ: Учеб. пособие. — К.: МАУП, 2003. — 368 с., С. 105.

[13]. Архитектоника/Википедия. [Электронный ресурс]- Режим доступа. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Архитектоника

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

КомментарииКомментариев: 0