Какую отчётность можно требовать от учителя?

Российская система образования — самая забюрократизированная в мире. К такому выводу пришли авторы международного исследования Teaching and Learning International Survey. Они выяснили, что в среднем учитель в России трудится свыше 46 часов в неделю. При этом 15 часов педагоги тратят на заполнение планов и отчетов, а также на подготовку к урокам. По этим показателям российские преподаватели — самые загруженные среди коллег из 36 стран (источник http://kommersant.ru/doc/2735258).

В связи с многочисленными обращениями учителей о растущей отчетности, не связанной с их должностными обязанностями, вопрос о ее сокращении был рассмотрен на заседании Государственного совета Российской Федерации 23 декабря 2015 г. под руководством Президента Российской Федерации В. В. Путина. По итогам заседания Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено принять меры по уменьшению нагрузки учителей, связанной с составлением ими отчетов, ответов на информационные запросы, направляемые в образовательные организации, а также с подготовкой внутренней отчетности образовательных организаций. Во исполнение поручения проведен анализ документооборота образовательных организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования, с привлечением общественности и экспертов, в том числе из числа руководителей и учителей школ. В результате анализа выявлено:

?

— избыточное количество документов, разрабатываемых и принимаемых школой;

— отсутствие контроля за актуальностью информации, находящейся в открытом доступе;

— применение нерациональных и (или) морально устаревших форм документооборота школы (в том числе электронного документооборота);

— дублирование бумажных и электронных форм документов и информации;

— принуждение учителей к выполнению обязанностей, относящихся к должностным обязанностям администрации или иных работников школ.

По итогам проделанной работы было подготовлено совместное письмо Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ (письмо № НТ-664/08 от 16.05.2016 г. «Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей»; далее — Письмо). В данном письме указаны основные рекомендации по сокращению избыточной отчётности, а также перечислены основные документы, которые в обязательном порядке должны быть в образовательной организации, а часть из них — размещаться на официальном сайте образовательной организации.

Давайте разберёмся — какие документы должен заполнять педагог и что можно требовать от него в обязательном порядке?

Начнём с требований Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». В ч. 1 п.1. статьи 48 «Обязанность и ответственность педагогических работников» указано, что педагоги обязаны «осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой».

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) рабочие программы учебных предметов, курсов являются обязательным компонентом содержательного раздела основной образовательной программы образовательной организации.

Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы, и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

В письме Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 г. № 08–1786 «О рабочих программах учебных предметов» отмечается, что «педагогическими работниками, как показывает практика, при составлении своей рабочей программы копируется в полном объеме примерная основная образовательная программа (примерная рабочая программа учебного предмета) и объем такой рабочей программы может достигать до 600 страниц.

изображениеДокумент такого объема, безусловно, не может выполнять функцию эффективного инструмента для учителя и формально является документом, составленным для администрации образовательной организации». В связи с этим было принято решение пересмотреть требования к структуре рабочей программы (данное решение зафиксировано в вышеуказанном письме, а в декабре 2015 года были внесены соответствующие изменения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих уровней образования) и на сегодняшний день основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с подготовленными изменениями, являются:

1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

3) календарно-тематическое планирование.

Кроме того, авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре основной образовательной программы принимается на уровне образовательной организации.

Таким образом, учитель в обязательном порядке должен разрабатывать и иметь в наличии рабочую программу по учебному предмету, внеурочной деятельности, структура которой существенно пересмотрена в сторону сокращения её объёма!

Участие учителей в формировании отчетной документации школы определяется должностными обязанностями, предусмотренными трудовыми договорами и должностными инструкциями, положения которых не могут противоречить Федеральному закону, трудовому законодательству, коллективному договору и соглашениям.

изображениеВ качестве основы для разработки должностных инструкций учителей до вступления в силу соответствующих профессиональных стандартов применяются квалификационные характеристики, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761-н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (с изменением, внесенным приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. № 448н). Ранее, до вступления в силу Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», наличие должностных инструкций у учителей не было предусмотрено в нормативно-правовых актах системы образования (многие ограничивались трудовым договором, т. к. основной круг обязанностей в нём фиксировался). Теперь должностная инструкция должна быть у всех работников образовательной организации (прямое указание на это даётся в ч.6 ст.47 и в ч.3 ст.52 вышеуказанного закона).

В соответствии с указанными квалификационными характеристиками должностные обязанности учителя предусматривают ведение контрольно-оценочной деятельности с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). Зачастую на практике встречаешься с наличием двойной работы, которую выполняет педагог, в случае необходимости заполнять бумажный и электронный журнал. К сожалению, но это очень распространённое явление, о котором на просторах сети Интернет уже многое написано. Законом «Об образовании в Российской Федерации» подчёркивается автономия образовательной организации «под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации» (статья 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»).

pen

В связи с этим образовательная организация самостоятельно принимает решение о том в каком виде вести учёт успеваемости обучающихся. На это есть прямое указание п. 11 ч. 3 ст. 28 — «индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях». Таким образом нет необходимости ждать какого-либо распорядительного документа «сверху» об отмене «бумажных» журналов.

Можно задать встречный вопрос — почему же нельзя вести только «бумажный» журнал? Все мы знаем, что часть услуг уже успешно предоставляется нам через портал государственных (муниципальных) услуг, т. е. в электронном виде. Распоряжением Правительства РФ от 25.04.2011 г. № 729-р установлен перечень услуг, который предоставляется в электронном виде. В сфере образования одной из услуг является «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение дневника и журнала успеваемости». Из этого следует, что образовательная организация на сегодняшний день уже не может вести только бумажные журналы. В противном случае на портале государственных услуг не будет отображаться информация по успеваемости обучающихся, а это уже можно рассматривать как непредоставление услуги.

Что ещё необходимо включить в обязательный перечень необходимой документации? При выполнении учителем функций классного руководителя рекомендуется включать в обязанности учителя формирование документации, связанной с ведением классного журнала, выполнением соответствующего плана работы.

?

Обратите внимание! В Письме указано, что «выполнение учителем обязанностей администрации школы, составление отчетности, разработка и актуализация документов, за исключением документов, ведение которых учителем напрямую предусмотрено федеральным законодательством и (или) трудовым договором и должностными обязанностями, осуществляется за дополнительную оплату, размер которой определяется по соглашению сторон, и исключительно на добровольной основе с письменного согласия учителя».

Таким образом, учитель в обязательном порядке должен иметь разработанную учебную программу по предмету (курсу), вести учёт успеваемости обучающихся (заполнять классный журнал); всё остальное оговаривается трудовым договором, должностной инструкцией, локальными актами образовательной организации, следовательно, является требованием конкретной организации! Уважаемые педагоги, прочитайте внимательно свой трудовой договор (второй экземпляр у каждого из вас должен быть «на руках»), должностную инструкцию — может быть от Вас требую то, что вы и не должны выполнять?

В заключении отметим, что администрация образовательной организации должна стремиться к тому, что минимизировать «бумажную» работу педагога, т. к. в противном случае времени на непосредственную работу с детьми будет хронически не хватать, а это уже потянет за собой вопросы качества образования и не только…

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

КомментарииКомментариев: 9

  • фото
    Нина Ильинична Иркова 04 ноября 2016

    Уважаемый Александр Сергеевич, Приказами Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №№ 1576, 1577, 1578 внесены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты: ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО внесены изменения в структуру рабочих программ учебных предметов, курсов, теперь программы должны содержать:
    • планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
    • содержание учебного предмета, курса;
    • тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.Почему у Вас другие формулировки? С уважением, Нина Ильинична.

    • фото
      Александр Сергеевич Звягин 04 ноября 2016

      Нина Ильинична, в чём же по сути они другие? Такие формулировки указаны в комментируем письме Минобрнауки.

  • фото
    Нина Ильинична Иркова 04 ноября 2016

    Александр Сергеевич, давайте сравним:1)планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
    (планируемые ПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;)
    2)содержание учебного предмета, курса; ( содержание учебного предмета, курса С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ учебных занятий, ОСНОВНЫХ ВИДОВ учебной деятельности???? этого нет в стандартах);
    3)тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы;
    (КАЛЕНДАРНО-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Тематическое планирование и календарно-тематическое суть одна? )

    • фото
      Александр Сергеевич Звягин 04 ноября 2016

      Нина Ильинична, а с чем Вы всё пытаетесь сравнить? Я комментирую письмо Министерства! Ссылка на это письмо (как и само письмо) имеется в тексте публикации. Именно так в этом письме написаны данные пункты. Если Вы считаете, что в письме Министерства допущены ошибки, то это уже точно не ко мне. Но в публикации я именно указываю на текст письма!

    • фото
      Александр Сергеевич Звягин 04 ноября 2016

      Теперь формулировки из приказа ФГОС НОО (цитирую)
      Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
      1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
      2) содержание учебного предмета, курса;
      3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
      Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
      1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;
      2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
      3) тематическое планирование.

  • фото
    Нина Ильинична 05 ноября 2016

    Александр Сергеевич,на что должен ориентироваться учитель при составлении рабочей программы на письмо или приказы?

    • фото
      Александр Сергеевич Звягин 11 января 2017

      Нина Ильинична, конечно же, приказ является документом более высокого порядка (документы одного ведомства).

  • фото
    Елена Юрьевна 11 января 2017

    Уважаемый Александр Сергеевич! Не могли бы Вы подсказать, насколько правомерным является требование администрации нашего учебного заведения (СОШ) заполнять помимо электронного журнала также и сведения на портале Системы оценки качества образования (ИСКО)? Ведь по сути происходит дублирование одной и той же работы, такой как, например, выставление оценок за контрольные работы и итоговых оценок по триместрам.

    • фото
      Александр Сергеевич Звягин 11 января 2017

      Елена Юрьевна, дублирование - это плохо, но если информационные системы не интегрированы друг с другом, то так и будем заполнять одно и тоже и двадцать раз! Надо обращаться в вышестоящие инстанции с такими вопросами. С точки зрения информатизации всё решаемо. Другое дело - разработчики систем не желают прикладывать лишних усилий для освобождения людей от дублирующей работы. Иногда этого не знает и руководство. Пишите! Если от учреждения просят заполнять две системы, то Вы не сможете отказаться от из заполнения, т.к. это Вам вменяется в обязанность.