Какую отчётность можно требовать от учителя?

Российская система образования — самая забюрократизированная в мире. К такому выводу пришли авторы международного исследования Teaching and Learning International Survey. Они выяснили, что в среднем учитель в России трудится свыше 46 часов в неделю. При этом 15 часов педагоги тратят на заполнение планов и отчетов, а также на подготовку к урокам. По этим показателям российские преподаватели — самые загруженные среди коллег из 36 стран (источник http://kommersant.ru/doc/2735258).

В связи с многочисленными обращениями учителей о растущей отчетности, не связанной с их должностными обязанностями, вопрос о ее сокращении был рассмотрен на заседании Государственного совета Российской Федерации 23 декабря 2015 г. под руководством Президента Российской Федерации В. В. Путина. По итогам заседания Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено принять меры по уменьшению нагрузки учителей, связанной с составлением ими отчетов, ответов на информационные запросы, направляемые в образовательные организации, а также с подготовкой внутренней отчетности образовательных организаций. Во исполнение поручения проведен анализ документооборота образовательных организаций, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования, с привлечением общественности и экспертов, в том числе из числа руководителей и учителей школ. В результате анализа выявлено:

?

— избыточное количество документов, разрабатываемых и принимаемых школой;

— отсутствие контроля за актуальностью информации, находящейся в открытом доступе;

— применение нерациональных и (или) морально устаревших форм документооборота школы (в том числе электронного документооборота);

— дублирование бумажных и электронных форм документов и информации;

— принуждение учителей к выполнению обязанностей, относящихся к должностным обязанностям администрации или иных работников школ.

По итогам проделанной работы было подготовлено совместное письмо Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ (письмо № НТ-664/08 от 16.05.2016 г. «Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчётности учителей»; далее — Письмо). В данном письме указаны основные рекомендации по сокращению избыточной отчётности, а также перечислены основные документы, которые в обязательном порядке должны быть в образовательной организации, а часть из них — размещаться на официальном сайте образовательной организации.

Давайте разберёмся — какие документы должен заполнять педагог и что можно требовать от него в обязательном порядке?

Начнём с требований Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». В ч. 1 п.1. статьи 48 «Обязанность и ответственность педагогических работников» указано, что педагоги обязаны «осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой».

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) рабочие программы учебных предметов, курсов являются обязательным компонентом содержательного раздела основной образовательной программы образовательной организации.

Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы, и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

В письме Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 г. № 08–1786 «О рабочих программах учебных предметов» отмечается, что «педагогическими работниками, как показывает практика, при составлении своей рабочей программы копируется в полном объеме примерная основная образовательная программа (примерная рабочая программа учебного предмета) и объем такой рабочей программы может достигать до 600 страниц.

изображениеДокумент такого объема, безусловно, не может выполнять функцию эффективного инструмента для учителя и формально является документом, составленным для администрации образовательной организации». В связи с этим было принято решение пересмотреть требования к структуре рабочей программы (данное решение зафиксировано в вышеуказанном письме, а в декабре 2015 года были внесены соответствующие изменения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих уровней образования) и на сегодняшний день основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с подготовленными изменениями, являются:

1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

3) календарно-тематическое планирование.

Кроме того, авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре основной образовательной программы принимается на уровне образовательной организации.

Таким образом, учитель в обязательном порядке должен разрабатывать и иметь в наличии рабочую программу по учебному предмету, внеурочной деятельности, структура которой существенно пересмотрена в сторону сокращения её объёма!

Участие учителей в формировании отчетной документации школы определяется должностными обязанностями, предусмотренными трудовыми договорами и должностными инструкциями, положения которых не могут противоречить Федеральному закону, трудовому законодательству, коллективному договору и соглашениям.

изображениеВ качестве основы для разработки должностных инструкций учителей до вступления в силу соответствующих профессиональных стандартов применяются квалификационные характеристики, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761-н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (с изменением, внесенным приказом Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. № 448н). Ранее, до вступления в силу Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», наличие должностных инструкций у учителей не было предусмотрено в нормативно-правовых актах системы образования (многие ограничивались трудовым договором, т. к. основной круг обязанностей в нём фиксировался). Теперь должностная инструкция должна быть у всех работников образовательной организации (прямое указание на это даётся в ч.6 ст.47 и в ч.3 ст.52 вышеуказанного закона).

В соответствии с указанными квалификационными характеристиками должностные обязанности учителя предусматривают ведение контрольно-оценочной деятельности с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). Зачастую на практике встречаешься с наличием двойной работы, которую выполняет педагог, в случае необходимости заполнять бумажный и электронный журнал. К сожалению, но это очень распространённое явление, о котором на просторах сети Интернет уже многое написано. Законом «Об образовании в Российской Федерации» подчёркивается автономия образовательной организации «под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации» (статья 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»).

pen

В связи с этим образовательная организация самостоятельно принимает решение о том в каком виде вести учёт успеваемости обучающихся. На это есть прямое указание п. 11 ч. 3 ст. 28 — «индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях». Таким образом нет необходимости ждать какого-либо распорядительного документа «сверху» об отмене «бумажных» журналов.

Можно задать встречный вопрос — почему же нельзя вести только «бумажный» журнал? Все мы знаем, что часть услуг уже успешно предоставляется нам через портал государственных (муниципальных) услуг, т. е. в электронном виде. Распоряжением Правительства РФ от 25.04.2011 г. № 729-р установлен перечень услуг, который предоставляется в электронном виде. В сфере образования одной из услуг является «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение дневника и журнала успеваемости». Из этого следует, что образовательная организация на сегодняшний день уже не может вести только бумажные журналы. В противном случае на портале государственных услуг не будет отображаться информация по успеваемости обучающихся, а это уже можно рассматривать как непредоставление услуги.

Что ещё необходимо включить в обязательный перечень необходимой документации? При выполнении учителем функций классного руководителя рекомендуется включать в обязанности учителя формирование документации, связанной с ведением классного журнала, выполнением соответствующего плана работы.

?

Обратите внимание! В Письме указано, что «выполнение учителем обязанностей администрации школы, составление отчетности, разработка и актуализация документов, за исключением документов, ведение которых учителем напрямую предусмотрено федеральным законодательством и (или) трудовым договором и должностными обязанностями, осуществляется за дополнительную оплату, размер которой определяется по соглашению сторон, и исключительно на добровольной основе с письменного согласия учителя».

Таким образом, учитель в обязательном порядке должен иметь разработанную учебную программу по предмету (курсу), вести учёт успеваемости обучающихся (заполнять классный журнал); всё остальное оговаривается трудовым договором, должностной инструкцией, локальными актами образовательной организации, следовательно, является требованием конкретной организации! Уважаемые педагоги, прочитайте внимательно свой трудовой договор (второй экземпляр у каждого из вас должен быть «на руках»), должностную инструкцию — может быть от Вас требую то, что вы и не должны выполнять?

В заключении отметим, что администрация образовательной организации должна стремиться к тому, что минимизировать «бумажную» работу педагога, т. к. в противном случае времени на непосредственную работу с детьми будет хронически не хватать, а это уже потянет за собой вопросы качества образования и не только…

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

КомментарииКомментариев: 19

  • фото
    Нина Ильинична Иркова 04 ноября 2016

    Уважаемый Александр Сергеевич, Приказами Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №№ 1576, 1577, 1578 внесены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты: ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО внесены изменения в структуру рабочих программ учебных предметов, курсов, теперь программы должны содержать:
    • планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
    • содержание учебного предмета, курса;
    • тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.Почему у Вас другие формулировки? С уважением, Нина Ильинична.

    • фото
      Александр Звягин 04 ноября 2016

      Нина Ильинична, в чём же по сути они другие? Такие формулировки указаны в комментируем письме Минобрнауки.

  • фото
    Нина Ильинична Иркова 04 ноября 2016

    Александр Сергеевич, давайте сравним:1)планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
    (планируемые ПРЕДМЕТНЫЕ результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;)
    2)содержание учебного предмета, курса; ( содержание учебного предмета, курса С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ учебных занятий, ОСНОВНЫХ ВИДОВ учебной деятельности???? этого нет в стандартах);
    3)тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы;
    (КАЛЕНДАРНО-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Тематическое планирование и календарно-тематическое суть одна? )

    • фото
      Александр Звягин 04 ноября 2016

      Нина Ильинична, а с чем Вы всё пытаетесь сравнить? Я комментирую письмо Министерства! Ссылка на это письмо (как и само письмо) имеется в тексте публикации. Именно так в этом письме написаны данные пункты. Если Вы считаете, что в письме Министерства допущены ошибки, то это уже точно не ко мне. Но в публикации я именно указываю на текст письма!

    • фото
      Александр Звягин 04 ноября 2016

      Теперь формулировки из приказа ФГОС НОО (цитирую)
      Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:
      1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
      2) содержание учебного предмета, курса;
      3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
      Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
      1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;
      2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
      3) тематическое планирование.

  • фото
    Нина Ильинична 05 ноября 2016

    Александр Сергеевич,на что должен ориентироваться учитель при составлении рабочей программы на письмо или приказы?

    • фото
      Александр Звягин 11 января 2017

      Нина Ильинична, конечно же, приказ является документом более высокого порядка (документы одного ведомства).

  • фото
    Елена Юрьевна 11 января 2017

    Уважаемый Александр Сергеевич! Не могли бы Вы подсказать, насколько правомерным является требование администрации нашего учебного заведения (СОШ) заполнять помимо электронного журнала также и сведения на портале Системы оценки качества образования (ИСКО)? Ведь по сути происходит дублирование одной и той же работы, такой как, например, выставление оценок за контрольные работы и итоговых оценок по триместрам.

    • фото
      Александр Звягин 11 января 2017

      Елена Юрьевна, дублирование - это плохо, но если информационные системы не интегрированы друг с другом, то так и будем заполнять одно и тоже и двадцать раз! Надо обращаться в вышестоящие инстанции с такими вопросами. С точки зрения информатизации всё решаемо. Другое дело - разработчики систем не желают прикладывать лишних усилий для освобождения людей от дублирующей работы. Иногда этого не знает и руководство. Пишите! Если от учреждения просят заполнять две системы, то Вы не сможете отказаться от из заполнения, т.к. это Вам вменяется в обязанность.

  • фото
    Наталья 26 января 2017

    Здравствуйте, Александр Сергеевич! Вопрос конечно не по теме, но помогите пожалуйста. У нас в городе построили новый спортивный комплекс Департамент образования (районный) совместно с Администрацией района обязал школу (пока только 2 кадетских класса)посещать 2 раза в неделю по 1 часу бассейн. Естественно посещение будет совместно с классным воспитателем, и изначально сказали что занятие будет проводить инструктор по плаванию от спортивного комплекса. Через 2 дня начинаются занятия и директора ставят перед фактом инструктор по плаванию на занятиях присутствовать не будет, приводите детей мы Вам даём час что хотите то и делайте в бассейне. И как это интересно классный воспитатель должен всё успеть: и с детьми в бассейне и с теми чьи родители написали отказ от посещения бассейна и с освобожденными. Опять же ответственность за жизнь и здоровье детей? Кто прав? Чем руководствоваться?

    • фото
      Александр Звягин 26 января 2017

      Наталья, на Вашем месте я бы "бил во все колокола"! Пусть родители пишут и звонят хоть в Прокуратуру! Это не допустимо, чтобы занятия в бассейне проходили без инструктора, который непосредственно несёт ответственность за жизнь и здоровье детей. Отвечать за детей во время занятия в бассейне классный руководитель просто ни физически, ни по закону не может! А Вы из Севастополя?

  • фото
    Наталья 26 января 2017

    Нет я из Ямало-Ненецкого автономного округа, Пуровский район, работаю в школе секретарём, к сожалению у нас нет таких замечательных сайтов где можно получить грамотную консультацию и в Департамент образования района обращаться бесполезно. Вот и приходится искать помощи на просторах Интернета. Случайно наткнулась на вашу статью " Нормативно-правовые вопросы прохождения предварительного медицинского осмотра несовершеннолетними при поступлении в образовательную организацию" и очень полезными оказались Ваши комментарии, убедилась в правильности своих действий. Вопрос про бассейн хотелось бы дополнить. занятия будут проходить в рамках третьего часа физической культуры, поэтому учитель физической культуры тоже будет присутствовать, но ведь это всё равно не инструктор по плаванию?

    • фото
      Александр Звягин 26 января 2017

      Наталья, учитель физической культуры не является инструктором по плаванию. Он также не может проводить такие занятия. Ни в коем случае не допускайте данную ситуацию до реализации в жизнь! Пишите и звоните в Прокуратуру. Пусть это сделают родители, если Вы сами боитесь этого. На Вашем месте я бы в приказе руководителя школы написал, что не согласен и поставил подпись. В любом случае потом и с Вас спросят, если вдруг что-то случится. Внимательно читайте приказ, под которым Вас просят ставить подпись. О чём он и за что Вы лично отвечаете!

  • фото
    Наталья 26 января 2017

    И я и наш директор и учителя всё понимают. С утра "бьём в колокола", вроде удалось убедить Департамент образования, сказали писать служебную записку. Пишем. Александр Сергеевич, спасибо Вам большое!

    • фото
      Александр Звягин 26 января 2017

      Не за что! Недопустимость всей этой ситуации просто видна невооружённым глазом! Не думаю, что кто-то захотел лишиться своей работы или что ещё хуже...

  • фото
    Елена Николаевна 23 февраля 2017

    Уважаемый Александр Сергеевич! Распространяются ли эти Рекомендации на преподавателей СПО? И обязаны ли мы писать поурочные планы? (с нас их требуют и за их отсутствие на уроке может последовать выговор от администрации). Хотя, на наш взгляд, достаточно иметь Программу и перспективно-тематическое планирование. Если это не обязательно, то подскажите, пожалуйста, документы, на которые мы можем сослаться. Заранее спасибо.

    • фото
      Александр Звягин 27 февраля 2017

      Елена Николаевна, во втором абзаце письма указано, что речь идёт именно об образовательных организациях, реализующих программы начального, основного и среднего общего образования.

  • фото
    Светлана 31 мая 2017

    Добрый день!!!! Я классный руководитель 6 класса. Хотелось бы узнать, какие документы отчётности может с меня требовать завуч по воспитательной работе. Я отчитываюсь (протоколы родительских собраний и заседаний род.комитета, сводная ведомость отчётности класса по проведённым мероприятиям за четверть, ПДД, правила поведения на водоёмах, катании на роликах, велосипедах, скутерах, разрешение на фотосъёмку, кружковую работу, убору на субботниках, разрешение на использование телефона) и многое другое. СПАСИБО

    • фото
      Александр Звягин 03 июня 2017

      Светлана, вся необходимая отчётная документация перечислена в публикации. Вся остальная отчётность регулируется локальными актами образовательной организации. Федеральной нормативной базой не предусматриваются те отчёты о которых Вы спрашиваете.