Наука о характерах. Понять ребенка… Как?

Одно из постоянных стремлений людей — желание понять другого человека. Считается, что мы неплохо знаем другого человека, если знаем, какой у него характер. Есть даже наука о характерах — характерология.

Википедия определяет хара́ктер (греч. χαρακτηρ — примета, отличительная черта, знак) как структуру стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80)

Среди специалистов нет единого мнения о соотношении природного (врожденного) и социального (приобретенного) в характере. Большинство говорят о характере как о сочетании врожденных и приобретенных свойств. Однако на деле мы вполне можем ориентироваться на пословицу:

Посеешь мысль, пожнешь поступок,
Посеешь поступок, пожнешь привычку,
Посеешь привычку, пожнешь характер,
Посеешь характер, пожнешь судьбу.

Многие черты характера возникают именно таким образом.

Говоря об отношениях человека к разным сторонам окружающего мира, выделяют четыре группы черт характера, показывающие:

— отношение человека к другим людям, (общительность или замкнутость, чуткость или черствость, отзывчивость или равнодушие, уважение к другим людям или неуважение, доброта или жестокость, настойчивость или уступчивость и др.);

— отношение к труду, к выполняемому делу (трудолюбие или лень, аккуратность или нерадивость, склонность к творчеству или склонность к рутинной деятельности, добросовестность в делах или недобросовестность, ответственное отношение к работе или безответственность, инициативность или пассивность и др.);

— отношение к самому себе (чувство собственного достоинства или самомнение, гордость или смирение, скромность или неумеренность, уверенность в себе или застенчивость и др.);

— отношение человека к вещам (опрятность или неряшливость, бережное или халатное обращение с вещами, скупость или расточительность и др.).

Перечисление указанных или других аналогичных черт характера и представляет собой обычно содержание характеристики человека.

Конечно, разные черты характера могут быть развиты у человека в разной степени. Усиление каких-то одних черт (обычно, группы черт) по сравнению с другими в пределах нормы называют акцентуациями характера. Если акцентуация становится выраженной настолько, что мешает жить самому человеку или создает проблемы для его общения окружающими, ее называют психопатией и относят к расстройствам личности, нуждающимся в коррекции. Тем не менее, многие специалисты, изучающие характеры, считают, что у каждого из нас есть определенные акцентуации — черты, выраженные немного больше, чем другие. Разумеется, не имеющие ничего общего с какими-либо психическими нарушениями. Это придает характерам своеобразие и делает поведение людей более предсказуемым. У большинства людей акцентуации не выражены явно и проявляются только в ситуациях, предъявляющих повышенные требования к «слабым местам» характера (об этом чуть ниже).

Выявляют акцентуации с помощью тестов. Существуют разные классификации акцентуаций, но, если говорить о детях, одной из наиболее популярных является классификация Ганса Шмишека, представляющая собой модификацию классификации акцентуаций личности К. Леонгарда. В нашей стране опросник Г. Шмишека, направленный на выявление акцентуаций, был адаптирован психологом И. В. Крук для оценки акцентуаций подростков (12–18 лет). При этом были предложены следующие описания типов акцентуаций (Источник: Психологическая безопасность: учебное пособие. В. П. Соломин, О. В. Шатровой, Л. А. Михайлов, Т. В. Маликова. М.: Дрофа, 2008).

Гипертимный тип

Основные признаки. Почти всегда очень хорошее, приподнятое настроение. С раннего детства подвижность, общительность, нередко чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, легкость общения и быстрота усвоения учебного материала.

Факторы, провоцирующие дезадаптацию, «слабое место». Ограничение возможностей контактирования с окружающими по его собственному выбору. Попытки строгого направления деятельности подростка и выбора его контактов. Строго регламентированный режим. Неблагоприятным типом воспитания является сочетание постоянной опеки, повышенных требований с жестким контролем, которое усиливает подростковую реакцию эмансипации (стремление выйти из-под контроля и опеки взрослых). В то же время воспитание по типу эмоционального отвержения провоцирует появление поведенческих нарушений.

Форма проявления дезадаптации, если акцентуация сильно выражена. С первых лет обучения в школе неусидчивость, отвлекаемость, недисциплинированность. Прогулы, конфликты с родителями и учителями.

Индивидуальный подход. Подростки этого типа легко идут на контакт вследствие своей общительности. Влияние на подростка может оказать педагог, который сам является самостоятельной личностью и относится к подростку с уважением, интересом, благожелательно. Рекомендуется обеспечить возможность широких контактов, хорошо действует помещение в группу молодежи, несколько старшей по возрасту. Среда должна быть разнообразной, предоставлять богатые возможности для проявления собственной активности подростка. Учебная или трудовая деятельность должна осуществляться в коллективе, с возможностями смены обстановки, характер труда — не монотонный, разнообразный, со сменой видов деятельности.

Циклоидный тип

Основные признаки. Чаще это скрытый тип. В детстве обычно не проявляется. Его отличительные признаки: негрубо выраженные колебания настроения: периоды подъема сменяются периодами спада, вплоть до депрессии. В приподнятом настроении напоминают подростков с гипертимной акцентуацией. Первая субдепрессивная фаза (в просторечии ее называют «хандра») обычно совпадает с началом подросткового кризиса, проявляется в снижении настроения, утомляемости, вялости.

Факторы, провоцирующие дезадаптацию, «слабое место». В период подъема настроения факторы такие же, как у гипертимов. В депрессивную фазу отрицательно влияет коренная ломка привычного стереотипа, т. е. известного порядка занятий, отношений или обязательств. Подростки этого типа чувствительны к коллективной проработке на собраниях.

Форма проявления дезадаптации, если акцентуация сильно выражена. Снижение настроения с раздражительностью и придирчивостью не только к старшим, но и к сверстникам, с утомляемостью, вялостью, стремлением к «домоседству», ощущением собственной несостоятельности и неуверенностью. Такое состояние может смениться эмоциональным подъемом с повышенной активностью, неусидчивостью, возбудимостью. При перегрузках возникает повышенная утомляемость, а также идеи самообвинения.

Индивидуальный подход. При контакте требуется гибкая тактика в зависимости от фазы, в которой находится подросток. При подъеме — как с гипертимными; при спаде — ровное, теплое отношение, необходимо избегать критики и наказания, не фиксировать внимание на неудачах. Напоминание о том, что вскоре наступит подъем настроения, может облегчить состояние.

Лабильный тип

Основные признаки. Частая, кажущаяся немотивированной смена настроения несколько раз в день. Чувствительность к чужому мнению о себе, обостренная ранимость. На «пустяковые», с точки зрения другого человека, раздражители может реагировать несообразно сильно. Акцентуация лабильного типа встречается у 20% подростков.

Факторы, провоцирующие дезадаптацию, «слабое место». Ими могут быть неловкая шутка, замечание в адрес подростка, грубость в присутствии сверстников, неудача, даже оторвавшаяся от костюма пуговица. Особо значимы для подростков этого типа отвержение со стороны близких и значимых людей, разлука и утрата близких.

Форма проявления дезадаптации, если акцентуация сильно выражена. Переживания пессимистического характера по мелким поводам, унылое и мрачное расположение духа в ответ на неловкую шутку, которую взрослые мгновенно забывают. Возможны острые эмоциональные реакции, депрессии, неврозы. Лабильный подросток способен к сильным, глубоким чувствам, он искренне привязан к родным и близким и дружит с ними. На почве эмоциональных переживаний в аффективном состоянии возможны суицидальные мысли и даже попытки.

Индивидуальный подход. Нуждаются в эмоциональной поддержке, близком друге-утешителе. Таким может стать психолог, педагог, социальный работник. Среда и трудовая деятельность должны быть ровными, не создавать излишнего эмоционального напряжения. Общаясь с подростками такого типа, следует избегать насмешек, подчеркивания недостатков и неудач. Напротив, нужно почаще хвалить, ободрять их.

Сензитивный (тревожный) тип

Основные признаки. В детские годы свойственна пугливость, страх темноты или животных, обычно бегство от опасности под защиту взрослых. Дети сторонятся сверстников, предпочитают играть в тихие игры с младшими по возрасту. Чрезмерно привязаны к родителям, одноклассникам, с трудом общаются с новыми людьми. Постоянно ощущают свою неполноценность. Внутренняя неуверенность и самоуничижение могут в 15–18 лет компенсироваться внешней бравадой.

Факторы, провоцирующие дезадаптацию, «слабое место». Таковыми могут быть: новая обстановка или коллектив, незнакомые лица, перемена класса, школы, места жительства, плохое отношение окружающих, насмешки, подозрения в неблаговидных поступках. Для данного типа существенными являются отношения с близкими, тип семейного воспитания. Неблагоприятный тип воспитания — доминирующая гиперпротекция с постоянным контролем и лишением самостоятельности, которая усугубляет у них чувство неуверенности в себе и ощущение несостоятельности. Воспитание с эмоциональным отвержением также усугубляет у таких подростков чувство собственной неполноценности, а воспитание с повышенной моральной ответственностью усиливает черты сензитивности и впечатлительность.

Форма проявления дезадаптации, если акцентуация сильно выражена. Отгороженность от сверстников, избегание общения с новыми людьми в детские годы. В 16–19 лет характер может преобразиться, девочки из робких и краснеющих превращаются в заводил на дискотеках, мальчики могут бравировать своими недостатками перед учителями и родителями с целью преодолеть внутреннее чувство неполноценности. Могут стремиться стать старостами или редакторами стенных газет, но дезадаптируются, потерпев неудачу, так как не могут подтвердить своих амбиций в силу заниженной самооценки и неспособности утвердить себя.

Индивидуальный подход. Подросток нуждается в длительных и постоянных разубеждениях, опровергающих его неполноценность. Можно создавать ситуации, в которых подросток чувствует, что он «нужен другим», например, выполнение общественных поручений.

Психастенический тип

Основные признаки. Такие дети отличаются робостью, часто испытывают страхи, обычно проявляют «интеллектуальные» интересы. В подростковом возрасте — постоянная нерешительность. Принять решение или сделать выбор — самая трудная задача, причем после принятия решения вновь следуют долгие раздумья и сомнения о правильности сделанного шага. Люди этого типа — часто пессимисты, они испытывают страх перед будущим и ожидают неудач. Это буквоеды и педанты, стремящиеся путем предварительного обдумывания и тщательного планирования обезопасить себя.

Факторы, провоцирующие дезадаптацию, «слабое место». Наиболее сложными для подростков этого типа являются ситуации повышенной ответственности и необходимость принятия быстрых решений. Семейное воспитание с повышенной опекой, множеством требований и жестким контролем усиливает их несамостоятельность и нерешительность. Воспитание с повышенной моральной ответственностью приводит к усилению психастенических черт и может привести к неврозу с навязчивостями и страхами.

Форма проявления дезадаптации, если акцентуация сильно выражена. Декомпенсация проявляется редко, поскольку тревожные опасения касаются будущего, настоящие же трудности и невзгоды переносятся легко, с завидным спокойствием.

Индивидуальный подход. Подростки этого типа хорошо поддаются рациональному убеждению. Однако склонность к самокопанию может свести этот метод на нет, так как лишь усугубит пустые рассуждения. Необходимо поощрять живое восприятие, реальную деятельность. Можно рекомендовать занятия спортом (ходьба на лыжах, бег, езда на велосипеде), но без участия в соревнованиях.

Шизоидный тип

Основные признаки. Такие дети предпочитают играть в одиночестве. Они тянутся к взрослым, с которыми легче молчать и оставаться наедине с собой. Имеются трудности в сопереживании чужим радостям и печалям. Подростки замкнуты, не умеют вступать в неформальные контакты, их внутренний мир закрыт и непонятен окружающим.

Факторы, провоцирующие дезадаптацию, «слабое место». Помещение в группу сверстников, например, в летний лагерь или дом отдыха, может привести к дезадаптации. Негативная реакция возможна и на стремление вовлечь в беседу, активное желание окружающих поговорить «по душам». Воспитание с повышенными требованиями и контролем, давлением и сверхопекой может усилить чувство отгороженности от сверстников и чудаковатость. На эмоциональное отвержение со стороны близких подросток шизоидного типа реагирует уходом в себя, еще большей отгороженностью от людей, ростом недоверия к ним.

Форма проявления дезадаптации, если акцентуация сильно выражена. Полное замыкание в себе, усиление чувства одиночества. Иногда характерны чудаковатые поступки.

Индивидуальный подход. Подростку этого типа трудно вступать в неформальный контакт. Легче это сделать, если начать разговор о его увлечениях. Если же подросток начинает разговор сам, надо внимательно, не прерывая, выслушать его, дать ему возможность раскрыть свои внутренние переживания. Контакт один на один для него значительно проще, чем общение в группе. Стоит избегать помещения в группу, где он может стать объектом насмешек и издевательств. Можно помочь найти друга со сходными чертами характера.

Эпилептоидный тип

Основные признаки. Подросткам этого типа свойственна вязкость, инертность, соблюдение своих интересов и пренебрежение чужими. С учителями такой подросток льстив, угодлив, в компании сверстников — деспот. В конфликте несдержан, агрессивен, груб. Склонен к затяжным периодам злобно-тоскливого настроения со стремлением сорвать зло на окружающих. Многие обладатели данной акцентуации характера хорошо исполняют ручную работу (из них получаются хорошие слесари, токари, резчики по дереву и т. д.)

Факторы, провоцирующие дезадаптацию, «слабое место». Дезадаптация может быть вызвана ущемлением эгоистических интересов и привилегий, особенно материальных, а также ограничением возможности проявить власть. Отсутствие эмоционального тепла в семье, жестокое обращение усиливают агрессивность и конфликтность, неумение сдерживать приступы гнева.

Форма проявления дезадаптации, если акцентуация сильно выражена. В ответ на провоцирующие факторы подросток такого типа может в любой обстановке впасть в состояние злобного аффекта, проявляя агрессию как в вербальной, так и в физической форме, без учета последствий своих действий. Долго не прощает обид.

Индивидуальный подход. При коррекции можно опираться на положительные стороны личности — аккуратность, бережливость, трезвость расчетов. Стремление заботиться о своем здоровье может быть использовано для убеждения отказаться от алкоголя или курения. В беседах стоит обратить внимание подростка на то, что отрицательные черты характера: взрывность, склонность к злобно-раздражительному настроению — могут навредить его здоровью, карьере, материальному благополучию. В профессиональных рекомендациях следует учитывать имеющиеся способности, предпочтение отдавать работе, требующей аккуратности, тщательности.

Истероидный (демонстративный) тип

Основные признаки. С детства подростки этого типа привыкли быть в центре внимания. Они крайне эгоцентричны, испытывают ненасытную жажду внимания к своей особе, стремятся любыми средствами добиваться восхищения, признания, сочувствия, при этом порой ненависть и негодование в свой адрес предпочитают безразличию. Часто «прибежищем» истероидов служат кружки художественной самодеятельности при клубах и домах культуры.

Факторы, провоцирующие дезадаптацию, «слабое место». Страх лишиться ореола исключительности, страх публичного разоблачения несостоятельности претензий и амбиций, лживости и истерического фантазирования. Формированию демонстративных черт характера способствует воспитание по типу «кумир семьи».

Форма проявления дезадаптации, если акцентуация сильно выражена. Преувеличение своих способностей, рассказы о несуществующих «подвигах» или способностях, фантазирование. Любые действия, способные привлечь утраченное внимание, в том числе и неадекватные или экстравагантные.

Индивидуальный подход. Подростки этого типа наиболее трудны для коррекционных мероприятий. Стратегией превентивных и коррекционных мер может быть поиск сферы, где эгоцентрические устремления подростка, его желание находиться в центре внимания удовлетворяются безболезненно для окружающих. Ни в коем случае нельзя «подкреплять» демонстративное поведение, оно должно встречать отрицательное отношение, но без публичного разбирательства. Истероида можно «поощрять» вниманием за его положительные действия.

Неустойчивый тип

Основные признаки. Подростков этого типа все время тянет к развлечениям, причем не требующим волевых усилий. Слабоволие проявляется в отношении к учебе, работе по дому, к общественной активности. Они мало способны к деятельной активности. Некоторые с 12–14 лет начинают выпивать, бродить по улицам, заниматься мелким воровством. У таких подростков отсутствует желание учиться и работать, они безразличны к будущему, не способны на настоящую дружбу.

Факторы, провоцирующие дезадаптацию, «слабое место». Бесконтрольность с раннего возраста, отсутствие внимания и контроля со стороны родителей, целенаправленного воспитания и формирования волевых качеств.

Форма проявления дезадаптации, если акцентуация сильно выражена. Невозможность усвоения морально-этических норм, различные формы нарушения поведения, невозможность закончить учебное заведение из-за прогулов и отсутствия интереса к учебе.

Индивидуальный подход. Для профилактики нарушений подростков этого типа необходимо твердое, даже властное руководство. Это тот редкий случай, когда показан строгий режим, дисциплина, и даже, если потребуется, страх наказания. Возможно помещение в уже сформированную группу с положительными установками.

Для того чтобы узнать, какие комплексы черт характера наиболее выражены у подростка, нужно предложить ему ответить на вопросы теста, а затем, сверив ответы с ключом, подсчитать итоговый результат (можно проводить этот тест одновременно с группой ребят, например, с классом, читая им вопросы).

Список вопросов:

Инструкция: Предлагаемый опросник состоит из 88 вопросов, касающихся различных сторон твоей жизни. На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет». Не обдумывай ответ долго, отвечай быстро, стараясь дать первый ответ, который приходит в голову.

  1. Ты чаще всего спокоен или весел?
  2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься?
  3. Легко ли у тебя вызвать слезы?
  4. Проверяешь ли ты несколько раз, нет ли ошибок в твоей работе?
  5. Ты такой же смелый, как большинство твоих сверстников?
  6. Бывают ли у тебя периоды тоскливого настроения?
  7. Любишь ли ты бывать главным в игре?
  8. Бывают ли дни, когда ты сердишься на всех без всякой причины?
  9. Серьезный ли ты человек?
  10. Бывает ли, что тебе что-то нравится особенно сильно?
  11. Можешь ли ты первым затеять игру?
  12. Долго ли ты помнишь о нанесенной тебе обиде?
  13. Умеешь ли ты сочувствовать другим?
  14. Складывая вещи в портфель, проверяешь ли ты несколько раз, не забыл ли чего-нибудь?
  15. Стараешься ли ты быть лучшим в классе, спортивной секции и т. д.?
  16. Когда ты был маленьким, боялся ли ты грозы, собак?
  17. Считают ли тебя одноклассники слишком аккуратным, старательным?
  18. Зависит ли твое настроение от домашних и школьных дел?
  19. Любят ли тебя все твои знакомые?
  20. Бывает ли у тебя неспокойно на душе?
  21. Твое настроение обычно немного грустное?
  22. Случалось ли тебе рыдать от горя?
  23. Тебе трудно оставаться на одном месте?
  24. Стараешься ли ты доказать, что ты прав, если тебя несправедливо обижают?
  25. Можешь ли ты кидать камнями по птицам, дразнить собак и кошек?
  26. Раздражает ли тебя беспорядок в твоих вещах, игрушках, книгах?
  27. Когда ты был маленьким, ты боялся оставаться дома один?
  28. Бывает ли тебе весело или грустно без причины?
  29. Ты — один из лучших учеников в классе?
  30. Бывает ли, что ты злишься, кричишь на окружающих?
  31. Часто ли ты веселишься, дурачишься?
  32. Чувствуешь ли ты себя иногда абсолютно счастливым?
  33. Умеешь ли развеселить ребят?
  34. Можешь ли ты прямо сказать кому-нибудь, что ты о нем думаешь?
  35. Ты боишься крови?
  36. Охотно ли ты выполняешь школьные поручения?
  37. Заступаешься ли ты за тех, с кем поступили несправедливо?
  38. Бывает ли тебе страшно или неприятно входить в темную комнату?
  39. Любишь ли ты работу, которая требует длительного труда и терпения?
  40. Легко ли ты знакомишься с людьми?
  41. Охотно ли ты выступаешь на утренниках и вечерах в школе?
  42. Ты когда-нибудь убегал из дома?
  43. Кажется ли тебе жизнь иногда тяжелой?
  44. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с учителями или одноклассниками настолько, что мог не пойти в школу?
  45. Можешь ли ты шутить даже при неудачах или неприятностях?
  46. Стараешься ли ты помириться, если кого-нибудь обидел?
  47. Любишь ли ты животных?
  48. Бывает ли, что ты, уйдя из дома, возвращаешься, чтобы проверить, все ли в порядке?
  49. Беспокоят ли тебя иногда мысли о том, что с твоими близкими может что-нибудь случиться?
  50. Зависит ли твое настроение от погоды?
  51. Трудно ли тебе отвечать перед всем классом?
  52. Можешь ли ты, если сердишься на кого-нибудь, начать драться?
  53. Нравится ли тебе быть среди ребят?
  54. Впадаешь ли ты в отчаяние, если тебе что-нибудь не удается?
  55. Нравится ли тебе организовывать какое-либо дело или игру?
  56. Продолжаешь ли ты упорно добиваться цели, даже если встречаешь препятствия?
  57. Случалось ли тебе когда-нибудь плакать из-за грустной книги или фильма?
  58. Бывает ли тебе трудно уснуть из-закаких-либо забот?
  59. Рассказываешь ли ты учителям о проделках одноклассников?
  60. Боишься ли ты один пройти по темной улице?
  61. Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь лежала на своем месте?
  62. Бывает ли, что ты ложишься спать в хорошем настроении, а просыпаешься в плохом?
  63. Свободно ли ты себя чувствуешь на новом месте или с незнакомыми ребятами?
  64. Часто ли у тебя бывает головная боль?
  65. Часто ли ты смеешься?
  66. Можешь ли ты играть или заниматься каким-то общим делом с тем, кто тебе не нравится?
  67. Удается ли тебе сделать много разных дел за один день?
  68. Сильно ли ты переживаешь из-за несправедливости?
  69. Любишь ли ты природу?
  70. Уходя из дома, проверяешь ли ты, выключен ли везде свет?
  71. Боязлив ли ты?
  72. Меняется ли твое настроение в праздники?
  73. Участвуешь ли ты в художественной самодеятельности, театральном кружке?
  74. Ты любишь мечтать или фантазировать?
  75. Бывает ли, что тебя беспокоит твое будущее?
  76. Бывают ли у тебя неожиданные переходы от радости к тоске?
  77. Можешь ли ты развлечь своих сверстников?
  78. Подолгу ли ты сердишься, обижаешься?
  79. Сильно ли ты переживаешь, если у твоих друзей или близких неприятности?
  80. Можешь ли ты из-за одной ошибки или помарки переписать страницу в тетради?
  81. Считаешь ли ты себя недоверчивым?
  82. Снятся ли тебе страшные сны?
  83. Бывает ли у тебя иногда внезапное желание выпрыгнуть в окно или броситься под машину?
  84. Становится ли тебе веселее среди других ребят?
  85. Если у тебя неприятности, можешь ли ты отвлечься от них на время?
  86. Совершаешь ли ты иногда неожиданные для себя поступки?
  87. Ты скорее молчалив, чем болтлив?
  88. Мог бы ты, участвуя в спектакле, настолько войти в роль, чтобы забыть, что на самом деле ты не такой, как на сцене?

Подсчет ведется следующим образом:

Подсчитывается количество ответов для каждого типа акцентуации. Полученные результаты умножаются на соответствующие для каждого типа коэффициенты — это делается для сравнения показателей.

Ключ:

 

Тип акцентуации

Ответы «Да» (добавляется 1 балл за каждый ответ «да» на перечисленные вопросы)

Ответы «Нет» (добавляется 1 балл за каждый ответ «нет» на перечисленные вопросы)

Коэффициент

Гипертимный

1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77

3

Циклоидный

3, 18, 28, 43, 50, 62, 72, 76

3

Лабильный

3, 10, 13, 21, 32, 35, 47, 54, 57, 69, 75,79

2

Сензитивный (тревожный)

16, 27, 38, 49, 60, 71, 82

5

3

Психастенический (педантичный)

4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83

36

2

Шизоидный

51, 68, 74, 81, 87

40, 53, 65

3

Эпилептоидный

2, 12, 20, 24, 34, 37, 52, 56, 59, 64, 78

46

2

Истероидный (демонстративный)

7, 15, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88

2

Неустойчивый

8, 25, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 84, 86

9

3

Результат:

  • низкие значения — 0…6 баллов;
  • средние значения — 7…12 баллов;
  • значения выше среднего — 13…18 баллов;
  • высокие значения — 19…24 балла (акцентуация).

Например, если подросток ответил «да» на вопросы 11, 23, 45 и 77, то гипертимная акцентуация характера выражена у него на [4 балла х3 (коэффициент)=12] 12 баллов, что соответствует среднему уровню.

Если он ответил «да» на вопросы 12, 20, 24, 34, 37, 52, 56, 59, 78, а также ответил «нет» на вопрос 46, то по шкале эпилептоидной акцентуации он набрал 10×2=20 баллов, что соответствует высокому уровню и может приводить к некоторым из описанных выше для данной акцентуации проявлениям дезадаптации.

В заключение, еще один важный момент. Названия акцентуаций пришли в психологию из клинической практики, поэтому некоторые из них похожи на названия психических болезней. Однако на самом деле наличие акцентуаций не означает наличия или даже риска болезни, и, например, эпилептоидный тип акцентуации не означает, что у подростка имеются или разовьются проявления эпилепсии, также как шизоидный тип не означает проявлений шизофрении. В данном случае, речь идет просто о сохранении традиции.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

КомментарииКомментариев: 0