В одной из предыдущих статей я писал, что одним из популярных направлений в психологии является выделение групп (типов) людей по разным признакам. Чаще всего людей объединяют в группы по присущим им индивидуальным чертам. Например, людей, склонных привлекать к себе внимание, «показывать себя», называют «демонстративными»; людей, постоянно о чем-то тревожащихся, очень ответственных и беспокойных называют «тревожными» и так далее.

Дети и деньги — сложная проблема. В нашей стране как-то не принято говорить на эту тему. Подспудно в некоторых изданиях некоторые специалисты ведут неспешную дискуссию на тему «Необходимо ли финансовое образование детей? Если да, то когда его начинать и что включать в это образование?»

Известный психолог Альберт Бандура разработал теорию социального научения. Он доказал, что многие навыки и формы поведения дети усваивают, посмотрев или услышав, как в разных ситуациях действуют другие дети или взрослые. То есть, если мы расскажем или покажем ребенку, как вести себя в сложной ситуации, то, скорее всего, ребенок в следующий раз так себя и поведет. Сказка — один из способов в увлекательной форме рассказать ребенку о возможных способах поведения в разных жизненных ситуациях.

Как быть родителям и педагогам, если ребенок демонстрирует нежелательное поведение, например, игнорирует требования взрослых, грубит или ведет себя агрессивно по отношению к сверстникам или младшим? В таких случаях взрослые обычно считают лучшим выходом наказание, чтобы ребенок понял свою неправоту, «получил по заслугам», «прекратил так себя вести» и тому подобное. Ученые заинтересовались проблемой, провели целый ряд исследований и выяснили следующее.

Почему люди поступают так, как поступают? Почему они говорят то, что говорят? Почему они часто планируют одно, а делают другое? Почему в одних и тех же ситуациях разные люди поступают по-разному? А в разных ситуациях могут поступить одинаково? Вопросы эти совсем не так просты, как может показаться. Ведь знание ответов позволит понять человека, научиться предсказывать его поведение, избегать конфликтов, в конечном счете, управлять его поведением.