Беспомощность — неприятная штука. Она мешает нам радоваться жизни и подрывает самооценку. Нередко провоцирует депрессию. Профилактика выученной беспомощности, особенно у детей, обучение методам оспаривания ложных убеждений — важная составная часть повседневной психологической гигиены нашей жизни. Не будем забывать об этом!

Сегодня родители ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, в том числе ребенка-инвалида, могут привести его в любую ближайшую образовательную организацию (школу, дошкольное образовательное учреждение), и администрация образовательной организации будет не вправе отказать в приеме. Но как учителю, в чьем классе оказался такой ребенок, работать с ним, особенно если у учителя нет специального дефектологического образования?

Начался учебный год, и некоторые родители уже столкнулись с проблемой: ребенок заявляет, что не хочет идти в школу. Чаще это происходит с первоклассниками, которые только начинают знакомиться со школьной жизнью, но могут отказываться посещать занятия и более взрослые дети. В чем причина? Почему, получив опыт «взаимоотношений» со школой, ребенок пытается спастись бегством? Попробуем разобраться.

Начало школьных занятий — очередной этап в жизни ученика. Не только для первоклассников, но и для учеников последующих классов, это более или менее резкий переход от относительно свободного режима дня и, преимущественно, отдыха к более жесткому режиму дня и учебной работе. А всякая резкая смена деятельности порождает стрессовые реакции организма. Если родители приняли меры к подготовке ребенка к началу учебы, период адаптации проходит легче и более кратко по времени. Если до последних каникулярных дней ребенок жил в режиме отдыха, адаптация пройдет в более тяжелой форме и будет более длительной. В одной из предыдущих статей мы уже говорили о том, как подготовить ребенка к началу учебного года. Теперь хотелось бы обратить внимание на последний день каникул.

Лето — время, когда ребенок может не только отдохнуть, но и узнать что-то новое, посещая интересные места, занимаясь делами и развлечениями, которые интересны ему самому, общаясь с друзьями. Родители могут организовать только часть этого времени, отправив ребенка в лагерь или отдыхая вместе с ним. Другую часть времени ребенок предоставлен самому себе. Местные власти заботятся об отдыхе детей, и сегодня нетрудно найти относительно недалеко от дома детскую площадку с различными спортивными снарядами, качелями, каруселями, горками. Дети постарше могут отправиться в ближайший парк, в кино или даже музей. Город предоставляет много возможностей для активного и пассивного отдыха любому горожанину, в том числе и юному. Однако приходится учитывать, что в некоторых случаях городская среда может оказаться враждебной или даже опасной.