Отчетность и как с ней бороться

И

Министр образования и науки РФ Ольга Васильева во время встречи с педагогами в Дагестане подчеркнула, что учитель должен заполнять только три документа — рабочую программу, электронный журнал и дневник.

Однако учителя в регионах продолжают жаловаться на чрезмерную отчетность. Как реально можно с этим бороться?

Любовь Духанина, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ, член Центрального штаба Общероссийского народного фронта:

— Мониторинг ОНФ в начале 2017 года показал, что в среднем в неделю учитель работает 70 часов, причем на ведение уроков и воспитательную работу приходится лишь половина этого времени. Остальное — это совещания, внеурочная работа, работа над проектами, заполнение документов. Ежедневно учителям приходится заполнять не только классные журналы, дневники и поурочные планы, но и табели посещаемости, питания, ответы на запросы. Существует также учет индивидуальных достижений учащихся, который нужно размещать в портфолио детей. Если к этому прибавить планирование каждого урока в условиях необходимости учета индивидуальных образовательных потребностей детей в одном классе и подготовку по каждому уроку 4‑5 вариантов домашних заданий, то учитель полностью лишается возможности нормально отдыхать и заниматься самообразованием, уделять достаточное внимание детям. Кроме того, с каждым годом увеличивается количество классов, работающих в условиях инклюзии, и на учителя ложится дополнительная нагрузка по созданию 1‑2 адаптивных программ.

Необходимо измерить реальные трудозатраты учителя и определить верхний предел его трудовой занятости. Отчетные документы в школе необходимо оптимизировать и упорядочить, нормативно закрепить их обязательный перечень. Нужен также законодательный мораторий на проведение проверок в школах, к которым нет замечаний, регламент запросов и проверок школ, а также закрепленное право учителя и школы на отказ от представления отчетов.

Сергей Шадрин, главный специалист отдела по вопросам общего образования аппарата Общероссийского профсоюза образования:

— Составление отчетной документации — одна из возможных должностных обязанностей учителя. Эти обязанности определяются не произвольно, а на основе квалификационной характеристики должности «учитель», из которой (с учетом особенностей режима рабочего времени педагогических работников) следует, что в должностные обязанности учителя, связанные с составлением отчетности, может входить участие в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (модулей), а также контрольно-оценочная деятельность при ведении журнала и дневников обучающихся в электронной (либо в бумажной) форме.

Составление учителем какой-либо иной отчетности может осуществляться только с его письменного согласия и за дополнительную оплату.

Для реализации данного принципа на практике Минобрнауки России и Общероссийский профсоюз образования подготовили как Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей (письмо Минобрнауки России и Общероссийского профсоюза образования от 16 мая 2016 г. № НТ-664/08), так и дополнительные разъяснения (письмо Общероссийского профсоюза образования от 7 июля 2016 г. № 323), содержащие подробную инструкцию по устранению избыточной отчетности, которую предложено использовать в регионах на всех уровнях управления в сфере образования (письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 21 марта 2017 г. № 08‑554 «О принятии мер по устранению избыточной отчетности»).

Алла Головенькина, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2014, заместитель директора по учебной работе, учитель биологии лицея «Иннополис», Республика Татарстан:

— Количество отчетности во многом зависит от администрации школы. С классных руководителей, например, собирают порой не только сценарии, но и фотоотчеты с мероприятия. Любого. Будь это День матери или волонтерская акция в доме пожилых людей. Обычно требуются сценарии классных часов, протоколы родительского собрания. У предметников отчетных документов не так много. Скажу на своем примере, я ведь не только завуч, но и веду уроки, у меня 9 часов. Итак, я делаю рабочую программу по предмету, веду электронный журнал (в нем отметки, формы оценивания, домашняя работа). Все мои записи отображаются в ученическом электронном дневнике. Есть календарно-тематический план по подготовке к олимпиаде. В конце каждой четверти и в конце года отчет по успеваемости и по прохождению программного материала. А также анализ по итогам контрольных работ (качество, успеваемость, типичные ошибки, шаги коррекции). Пожалуй, все. В нашем образовательном учреждении отчетность минимальная. Думаю, что учителя это подтвердят.

Михаил Хуторецкий, директор школы № 28, Воронеж:

— Не могу утверждать, что за последнее время увеличилось число бумаг, заполняемых учителем. Проблема в другом: сегодня учитель должен каждый день сидеть за компьютером и работать с ним постоянно, вносить оценки, заполнять данные и прочее-прочее. Но так как наша сеть Интернет работает с перебоями, сидеть за компьютером приходится в позднее вечернее время или рано утром. Либо учитель оставляет работу на дом, чтобы со своего домашнего компьютера этим заниматься, но также поздно вечером или ночью. Все это напрягает учителей довольно сильно.

Что касается бумажного документооборота, здесь многое зависит от директора школы. Я для себя определил, что главным для учителя должны быть дети и уроки, а не заполнение бумаг, поэтому стараюсь максимум бумажной работы взять на себя и распределить между моими заместителями. Знаю, что один из выходов, который предлагается для уменьшения бумажного документооборота, — это работа только с электронными документами. У нас есть школы, которые полностью перешли на электронные журналы и дневники. Но, на мой взгляд, электронный журнал должен вводиться по желанию, как и дневники. Я считаю, что должны оставаться бумажные журнал и дневник, они предполагают живое общение между родителями и учителями, между родителями и детьми. Когда родители приходят в школу, чтобы узнать оценки своего ребенка, они обязательно пообщаются с учителями, мы ведь не только обучаем, но и воспитываем, а воспитание через один только компьютер — это смешно.

Что касается заполнения учителем рабочей программы, это тоже вопрос неоднозначный. На мой взгляд, если вы хотите чего-то добиться в стране, программа хотя бы до девятого класса должна быть одинаковой для всех. 

В старших классах — да, там возможно уже некоторое разно­образие. Если говорить о других документах, их учителю все равно приходится заполнять. Например, в начале учебного года мы собираем сведения о том, в каких кружках и секциях занимаются наши ученики, какое дополнительное образование они получают. Это выясняют классные руководители, и эти сведения необходимы и учителям, и школе. Каждый год эти данные меняются, и нам их необходимо знать, чтобы планировать, чему мы еще можем научить ребенка в школе.