Особенности обучения по индивидуальному учебному плану

Обучение по индивидуальному плану является одним из возможных вариантов обучения в школе. Обучение индивидуальному учебному плану (далее — ИУП) закреплено в законодательстве в сфере образования. Для кого подходит обучение по ИУП, каким образом, такое обучение должно быть организовано, рассмотрим исходя из существующей нормативной базы. Родители должны знать, что значит такое обучение, каковы его особенности, если его предлагают для ребенка.

Для начала следует определиться, что индивидуальный учебный план — это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (п.23 ст.2 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон). Индивидуальный учебный план разрабатывается и реализуется в соответствии с ФГОС в пределах осваиваемой образовательной программы. Порядок осуществления обучения по ИУП определяется школой самостоятельно в соответствии с образовательной организацией.

Помимо норм Закона положения об ИУП можно найти в следующих нормативных актах:

  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  • Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 ««Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
  • Постановление главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Для каких категорий обучающихся разрабатывается индивидуальный учебный план?

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 34) за обучающимися закреплено право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.

Чаще всего на индивидуальный учебный план переходят следующие категории обучающихся:

  • Одаренные и высокомотивированные обучающиеся, дети с высокой успешностью освоения образовательной программы.
  • Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ст. 42 Закона).

Обучающиеся с ОВЗ должны иметь рекомендации ПМПК для того, чтобы определить необходимые формы и методы обучения. Стандартный индивидуальный учебный план ребёнка с ОВЗ должен быть выполнен в соответствии с требованиями образовательного учреждения. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

  • Обучающиеся, которые не ликвидировали академическую задолженность (ст. 58 Закона).

Обычно это дети с устойчивой дезадаптацией и неспособностью к усвоению образовательных программ в условиях массовой школы. Обучение по индивидуальному учебному плану должно обеспечивать достижение показателей, позволяющих допустить обучающегося к прохождению ГИА. Применительно к учащимся, имеющим академическую задолженность, это учебный план, который содержит меры компенсирующего воздействия по тем предметам, по которым данная задолженность не была ликвидирована. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану обучающихся, не ликвидировавших в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) обучающегося. В заявлении указываются срок, на который обучающемуся предоставляется индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания обучающегося или его родителей по индивидуализации содержания образовательной программы.

«Обучающиеся в образовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану».

  • Обучающиеся, которые занимаются по предпрофильной или углубленной программе.

Цель обучения по ИУП — обеспечение освоения основной образовательной программы с учетом особенностей и потребностей обучающихся. Обучение по ИУП может быть организовано на любом уровне освоенной ранее учебной программы для учащихся. Индивидуальный учебный план включает в себя: перечень предметов, последовательность их освоения, обязательную и вариативную части обучения, количество часов на изучение предмета, курса, формы промежуточной и итоговой аттестации. В школе должен быть разработан локальный акт, который определит особенности и порядок обучения по ИУП в школе.

Администрация школы разрабатывает положение об организации обучения по ИУП, предоставляет данные в орган управления образования об обучающемся, который осваивает программу. причину перехода на индивидуальный план обучения, данные о периоде обучения. Обучение в рамках ИУП — это вид освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования самостоятельно, под контролем учителя, с последующей аттестацией.

При формировании индивидуального учебного плана может использоваться модульный принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, входящих в учебный план образовательной организации. ИУП, за исключением индивидуального учебного плана, предусматривающего ускоренное обучение, может быть предоставлен с 1 класса.

Индивидуальный учебный план составляется, как правило, на один учебный год, либо на иной срок, указанный в заявлении обучающегося или его родителей (законных представителей) обучающихся об обучении по индивидуальному учебному плану.

Особенности перевода на ИУП

Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся либо по заявлению совершеннолетних обучающихся. В заявлении указываются срок, на который обучающемуся предоставляется индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания обучающегося или его родителей (законных представителей) по индивидуализации содержания образовательной программы (включение дополнительных учебных предметов, курсов, углубленное изучение отдельных дисциплин, сокращение сроков освоения основных образовательных программ и др.).

Перевод осуществляется на основании приказа директора школы и утверждается решением педагогического совета образовательной организации.

При организации обучения по индивидуальному учебному плану образовательная организация имеет следующие документы:

  • заявление родителей (законных представителей) обучающихся;
  • решение педагогического совета образовательной организации;
  • приказ руководителя образовательной организации;
  • расписание занятий, консультаций, письменно согласованное с родителями (законными представителями) образовательных организаций и утвержденное руководителем образовательной организации;
  • журнал учета обучения по индивидуальному учебному плану.

Стоит особо отметить роль тьютора, который может оказывать помощь педагогу при организации индивидуального обучения. В соответствии с единым классификационным справочником должностей тьютор:

  • организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;
  • организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения;
  • определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи;
  • оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования, создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий);
  • обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта;
  • проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов.

Тьютор может организовать взаимодействие обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана. Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации индивидуальной образовательной программы.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

КомментарииКомментариев: 18

  • фото
    Владимир Владиславович 17 августа 2017

    Моего ребенка , ученика 10 класса коррекционной школы для слабослышащих детей г Коврова(Владимирская область) администрация хочет перевести ребенка на индивидуальный план обучения в принудительном порядке. они мотивируют это тем что ребенок ведет себя плохо и не слушается педагогов в рамках школы. Сыну 17 лет. мое мнение что они хотят избавиться от нежелательного ученика. я так понимаю что работа педагогов ведется плохо и отсутствует авторитет педагогов у детей они специалисты и должны уметь справится с этой задачей. могу выслать переписку мою со школой .ребенок остался без матери . у отца своя семья. живет у бабушки с братом ( 26 лет).

    • фото
      Нурия Сафиулина 22 августа 2017

      Основанием перевода на обучение по индивидуальному плану может быть только письменное заявление родителей/законных представителей ребенка. В данном случае важно, кто именно занимается воспитанием ребенка, несет за него ответственность до его совершеннолетия. Если это отец, то именно он и должен принимать решение о переводе на такое обучение.

  • фото
    ЛИКА 02 сентября 2017

    Здравствуйте, Нурия Романовна! Моя дочь хорошо учится , четвертные и годовые оценки выставлены , приказом переведена в 8 класс условно , т.к. за месяц до окончания учебного года она получила травму и не сдавала по уважительной причине переводную аттестацию, находясь на лечении в больнице она при больнице проходила обучение , поэтому мы ни дня не пропустили . У меня вопрос ,почему нас перевели условно и заставляют сдавать переводную аттестацию , ведь в ст 58 сказано , что по уважительной причине если пропустил переводят ученика условно и не сказано что он обязан сдавать? В четвертях по предметам оценки все положительные и годовые тоже , а в ст 58 идет речь об учениках которые имеют академическую задолжность ... я обратилась к директору , с просьбой перевести мою дочь в следующий класс без прохождения аттестации мне отказали , правомерно ли это ?Спасибо большое за о ответ.

    • фото
      Нурия Сафиулина 04 сентября 2017

      Если в локальном акте ОО указано, что основанием перевода в 9 класс является обязательное прохождение промежуточной аттестации, то обучающийся должен ее сдать. В данном случае ребенок отсутствовал в школе во время такой аттестации, поэтому должен сдать ее в те сроки, которые укажет школа.

  • фото
    Лидия 06 сентября 2017

    Здравствуйте,Нурия Романовна!Мой сын условно переведен в 6класс.Но переводную аттестацию не сдал,образовалась акад.задолженность.На 2 год согл.не даю.Прошу перевести на индивид.план обучения.Если переведут,то в каком классе он будет учиться.

    • фото
      Нурия Сафиулина 07 сентября 2017

      Обучающийся будет условно переведен в следующий класс, но обучаться будет по индивидуальному плану в рамках тех модулей, дисциплин, по которым образовалась академическая задолженность. Индивидуальный план будет разрабатываться ОО.

  • фото
    Елена 12 сентября 2017

    Здравствуйте, как получить вашу консультацию

    • фото
      Нурия Сафиулина 21 сентября 2017

      Вы можете задать свой вопрос на данном форуме.

  • фото
    Надежда 27 сентября 2017

    Учащийся 10 класса выразил желание пройти за год программу 10 и 11 класса, но переходить на семейное обучение и самообразование не хочет. Можно ли организовать в этом случае его обучение по индивидуальному учебному плану и как правильно его составить, должен ли индивидуальный учебный план содержать все предметы учебного плана школы для 10 и 11 класса? Какие документы необходимо в данном случае составить школе? Еще он является инвалидом и находиться по состоянию здоровья на надомном обучении. Можно ли совместить обучение по индивидуальному учебному плану и надомное обучение?

    • фото
      Нурия Сафиулина 26 октября 2017

      В школе должен быть локальный акт, который регулирует особенности обучения по индивидуальному плану. В этом документе будут указаны все основополагающие особенности обучения, перехода, сдачи промежуточной аттестации обучения. Ускоренное обучение по индивидуальному плану возможно. Для детей, находящихся на надомном обучении и так составляется индивидуальный план. Если обучающийся захочет пройти программу за 10-11 класс быстрее он имеет на это право, в случае успешной сдачи промежуточной аттестации.

  • фото
    Людмила Вениаминовна 30 сентября 2017

    Здравствуйте, Нурия Романовна. Может ли ребёнок с ОВЗ, инвалид, находящийся на надомном обучении (8 часов) обучаться в стенах школы (индивидуально)? Опекуну-бабушке так удобно и ребёнку комфортно.

    • фото
      Нурия Сафиулина 27 октября 2017

      Школа совместно с родителями решает данный вопрос индивидуально!

  • фото
    Людмила Вениаминовна 30 сентября 2017

    Здравствуйте, Нурия Романовна. Может ли ребёнок с ОВЗ, инвалид, находящийся на надомном обучении (8 часов) обучаться в стенах школы (индивидуально)? Опекуну-бабушке так удобно и ребёнку комфортно.

    • фото
      Нурия Сафиулина 26 октября 2017

      В данном случае вопрос решается индивидуально в зависимости от потребностей и возможностей ребенка.

  • фото
    Татьяна 23 октября 2017

    Здравствуйте!!Моего сына условно перевели в 6 класс,имеются две академ.задолженности за прошлый год,ребёнок не может их сдать,сейчас вызывают в школу и опять будут давить на меня,чтоб оставляли на второй год,но я не хочу и согласие давать не буду,скажите это моё право????и если я буду проситься на индив.учебный план,надо ли для него прохождение пмпк или нет???

    • фото
      Нурия Сафиулина 26 октября 2017

      Если обучающийся не сможет ликвидировать задолженность, то он должен Пройти ПМПК и перейти на обучение по адаптированной программе, остаться на повторное обучение или пройти обучение по индивидуальному плану. Если Вы против повторного обучения, то Вы имеете право выбрать обучение по индивидуальному плану или пройти ПМПК и продолжить обучение по адаптированной программе.

  • фото
    Ольга 06 ноября 2017

    Добрый день! Моя дочь учится в 5-ом классе. Учится без троек. Занимается профессионально волейболом. Тренироки утром и вечером. Очень сильно устает. Имею ли я права просить у администрации школы перевода на УИП?

    • фото
      Нурия Сафиулина 13 ноября 2017

      Ознакомьтесь с локальным актом, который регламентирует обучение по ИУП в Вашей ОО. Там должны быть указаны случаи перехода на такое обучение. Чаще всего локальные акты предусматривают переход на ИУП в следующих случаях: Обучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано для учащихся: с устойчивой дезадаптацией к школе и неспособностью к усвоению образовательных программ в условиях большого детского коллектива, а также положением в семье; с высокой степенью успешности в освоении программ; с ограниченными возможностями здоровья; по иным основаниям.