Рабочие программы, учебный план и календарный учебный график в дошкольной образовательной организации

Публикация адресована работникам дошкольных образовательных организаций, а также специалистам Управлений надзора и контроля в сфере образования субъектов Российской Федерации, осуществляющих мероприятия по контролю за деятельностью образовательных организаций.

?

«Рабочие программы», «учебный план» и «календарный учебный график» — документы, разработка и наличие которых в дошкольной образовательной организации не предусмотрены федеральным законодательством. Это исходное утверждение в публикации, которое автор обоснует и докажет.

В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) в ст. 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» указаны основные понятия, которые должны трактоваться именно таким образом во всех документах, которые являются нормативно-правовыми актами в сфере образования в Российской Федерации, а также локальных актах образовательной организации.

В п.9 ст.2 Закона сказано, что «образовательная программа — комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».

Каким документом устанавливается требование к структуре основной образовательной программы образовательной организации? В статье 11 «Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты» Закона зафиксировано, что «Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к… структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему». Таким образом, структура основной образовательной программы дошкольной образовательной организации должна соответствовать требованиям ФГОС (безусловно, с учётом примерной основной образовательной программы дошкольного образования). Предлагаю руководителю образовательной организации (иным заинтересованным лицам) сравнить между собой требования к структуре основной образовательной программе, которые предъявлены стандартами соответствующего уровня образования (для сравнения возьмём ФГОС дошкольного образования и ФГОС основного общего образования; в сравнительной таблицы нумерация всех пунктов сохранена в соответствии с приказами).

ФГОС дошкольного образования    ФГОС основного общего образования

Раздел II. Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему.

  Раздел III. Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования.
  2.11. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.     14. Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный.
2.11.3. Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.   Организационный раздел включает: учебный план основного общего образования, календарный учебный график и план внеурочной деятельности;

2.11.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей. В содержательном разделе Программы должны быть представлены:

а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

б) способы и направления поддержки детской инициативы;

в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.

 

18.2. Содержательный раздел основной образовательной программы основного общего образования: 18.2.1. Программа развития универсальных учебных действий; 18.2.2. Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности, должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

 Вывод    
 ФГОС дошкольного образования не требует наличие учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ. Как документ в организации может быть принят «Распорядок дня и/или режим дня».     ФГОС основного общего образования (аналогично начального общего, среднего общего) требует наличие учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности.

  

?

Таким образом, проанализировав стандарт дошкольного образования и основного общего образования, мы приходим к выводу, что основная образовательная программа дошкольного образования не содержит в своей структуре учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ.

Как же быть с самим понятием «основной образовательной программы» в применении данного понятия к дошкольному уровню образования. Разработчиком стандарта дошкольного образования является Федеральный институт развития образования, специалисты которого неоднократно, в том числе и на официальном сайте разъясняли всем заинтересованным лицам, что «в дошкольных учреждениях нет и не может быть учебной деятельности, так как ведущей для развития детей данного возраста является игровая деятельность. Следовательно, документы, относящиеся к регламентации учебной деятельности, а именно: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), — не должны в них разрабатываться» (источник Федеральный институт развития образования).

Также отмечалось, что «идеология разработки действующего Закона „Об образовании Российской Федерации“ состояла в том, чтобы объединить в одном документе все уровни образования, не только общего, но и профессионального. Причиной этого являлись многочисленные противоречия в законодательстве об образовании между его уровнями и отсутствие требуемой целостности системы, что объясняется автономным развитием каждого уровня в 90–2000 годы. Однако разработка такого единого документа вызвала немало трудностей, в частности, и с нахождением общих подходов к регламентации деятельности различных по своей сути образовательных подсистем. В связи с этим данное общее для всех уровней образования положение Закона следует применять дифференцированно, с учетом специфики каждой отдельной подсистемы, включая дошкольное образование».

Отдельно рассмотрим понятие «учебный план». В п.22 Закона зафиксировано, что «учебный план — документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся». В дошкольных организациях нет учебной деятельности. Учебная деятельность как вид деятельности впервые появляется только у младшего школьника (отмечено во всех научных трудах психолого-педагогического направления). Не путайте образовательную деятельность с учебной.

изображениеУважаемые руководители образовательных организаций, обратите внимание, что нет ни одного федерального документа (даже рекомендаций) относительно требований к структуре «рабочей программы воспитателя»! Задайте себе вопрос — каким документом регламентируется структура «рабочей программы воспитателя», которые вы требуете от педагогических работников вверенных вам образовательных организаций? Такого документа нет! ФГОС дошкольного образования устанавливает требования к структуре основной образовательной программы дошкольной образовательной организации, т. е. к программе организации, а не к рабочей программе воспитателя. Попробуйте найти хотя бы в одной примерной программе, которые размещены на сайте Федерального института развития образования, словосочетание «рабочая программа». Не старайтесь — не найдёте! А вот структура рабочей программы учебного предмета чётко зафиксирована в соответствующем стандарте начального общего, основного общего, среднего общего образования. Из приведённого для сравнения ФГОС основного общего образования смотрим пункт 18.2.2., в котором сказано, что «рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру.

Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

  1. планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
  2. содержание учебного предмета, курса;
  3. тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

  1. результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  2. содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
  3. тематическое планирование.

Минобрнауки России в адрес руководителей образовательных организации направило письмо от 28.10.2015 № 08–1786 «О рабочих программах учебных предметов», в котором указаны требования к структуре рабочих программ учебных предметов, курсов. При этом в указанном письме нет ни единого слова о «рабочих программах», которые разрабатывают воспитатели, что ещё раз подчёркивает отсутствие рабочих программ в дошкольных ОО.

Выяснили, что никаких федеральных документов и ни в каких федеральных документах нет упоминаний о «рабочих программах воспитателя», а также требований к структуре такого «документа».

Руководители дошкольных образовательных организаций упорно заставляют своих подчинённых разрабатывать свои рабочие программы, т. е. сами организуют дополнительную бюрократическую (бумажную) работу, которая не предусмотрена даже межотраслевыми документами. Предлагаю обратиться к анализу Единого квалификационного справочника должностей. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“», утверждены должностные обязанности воспитателя, которые не содержат требований по составлению рабочих программ (в отличии от должности «учитель», где эта обязанность зафиксирована).

Ещё раз вернёмся к тесту ФГОС дошкольного образования. В пункте 1.1. указано, «предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее — Программа)», т. е. в стандарте под Программой принято считать основную образовательную программу дошкольной образовательной организации. В пункте 3.4.1. отмечается, что «реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками Организации. В реализации Программы могут также участвовать научные работники Организации. Иные работники Организации, в том числе осуществляющие финансовую и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей, обеспечивают реализацию Программы», т. е. педагогические работники (включая воспитателя), реализуют образовательную программу дошкольного образования организации, а не своей отдельной группы, т. е. не существует какого-то отдельного документа. Воспитателем разрабатывается лишь планирование своей деятельности. Учитель же реализует рабочую программу учебного предмета.

В завершении разговора, размещаем официальный ответ Министерства образования и науки Российской Федерации (с обезличиванием персональных данных), в котором подчёркивается, что введение в дошкольных образовательных организациях «учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов и другой подобной документации не требуется».

При этом образовательная организация, обладая автономией, вправе самостоятельно разрабатывать любые локальные акты, которые не противоречат действующему законодательству Российской Федерации, т. е. образовательная организация на своём уровне может разработать свои внутренние документы (как и сам перечень таких документов), установив требования к их структуре, но требовать от образовательной организации таких документов как «рабочая программа», «учебный план», «календарный учебный график» никто не может, в т. ч. и в ходе мероприятий по контролю и надзору. Если у работников образовательной организации появилось слишком много свободного времени и кто-то (руководитель организации или весь педагогический коллектив) решил потратить его на локальное нормотворчество, то это уже самостоятельно принятое решение.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

КомментарииКомментариев: 0