Взрослый-ребенок: как организовать сотрудничество в школе и дома

Одна из досадных проблем, разрушающих доверительные отношения между детьми и взрослыми — неумение договариваться. Не хватает этого умения и детям, и взрослым — как родителям, так и педагогам. Привычка управлять детьми с позиции своего большего опыта и авторитета играет со взрослыми злую шутку — дети либо теряют инициативу, а вместе с ней и способность отвечать за свои поступки, либо сопротивляются давлению, что приводит к конфликтам, а иногда и формированию неприязненных взаимоотношений.

Хорошим средством научиться договариваться, сотрудничать, доверять друг другу может стать поведенческий договор — одна из педагогических и психологических методик.

Поведенческий договор — это документ (письменный текст), устанавливающий связь между выполнением определенного поведения и предоставлением определенного поощрения. То есть договор фактически определяет, как его участники будут вести себя по отношению друг к другу. Обратите внимание, речь идет именно о письменном документе, поскольку его возможности и эффект гораздо выше, чем эффект от простой устной договоренности. Даже если ребенок еще не умеет читать, договор можно составить в письменной форме, добавив к тексту соответствующие картинки.

Дело в том, что уже сам процесс заключения договора учит участников вести переговоры, решать проблемы, достигать компромиссов. Благодаря договору, дисциплинарные требования родителей и учителей становятся более понятными ребенку, он начинает видеть их смысл.

Чаще всего договор состоит из трех разделов — 1) описания задачи, которую необходимо выполнить, 2) описания поощрения (награды), которое будет предоставлено за выполнение задачи и 3) отчета о выполнении задачи.

Первый раздел — «Задача» — состоит из четырех частей:

  • «Кто» — обычно это ребенок, который будет выполнять задачу, а затем, получит поощрение за ее выполнение;
  • «Что» — описание самой задачи, которую ребенок должен выполнить или поведения, которое он должен продемонстрировать;
  • «Когда» — время или период времени, когда задача должна быть выполнена;
  • «Как» — конкретные подробности и особенности выполнения задачи. Иногда в эту часть включается описание подзадач или конкретных шагов, которые должны быть сделаны при выполнении задачи. Важно в этой части очень четко и однозначно описать, какое поведение и каким образом должно быть продемонстрировано, чтобы избежать неправильного понимания и соблазна каких-нибудь уловок. Если при выполнении задачи подразумеваются какие-нибудь исключения, их также записывают в этой части раздела.

Второй раздел — «Награда». Он, как и первый раздел, тоже состоит из четырех аналогичных частей:

  • «Кто» — обычно это родитель или учитель, который будет оценивать выполнение задания и предоставлять награду.
  • «Что» — собственно описание награды, которую получит ребенок.
  • «Когда» — время или период времени, когда награда может быть получена. Здесь важно отметить, что награда всегда может быть получена только после успешного выполнения задачи. Если награда такова, что ее не всегда можно получить сразу после выполнения задачи (например, если в качестве награды выбран поход в кино), в этом пункте нужно указать период времени, когда награда будет предоставлена.
  • «Как» — в этой части обычно указывается размер награды и, возможно, какие-то дополнительные бонусы (в том числе, выгоды, привилегии), которые родители или учитель готовы будут предоставить ребенку за успешное выполнение задачи.

Третий раздел — «Отчет о выполнении задачи». Это некоторое специальное место в договоре, где будут проставляться пометки о выполнении задания. В качестве пометок можно использовать галочки, звездочки, смайлики и т. п. Они будут поддерживать внимание ребенка к выполнению задачи, пока она не будет выполнена полностью. Обычно договор заключается на одну-две недели, и пометки ставятся в конце каждого дня.

В качестве примера договора между родителями и ребенком приведу поведенческий договор из книги Джон О. Купер, Тимоти Э. Херон, Уильям Л. Хьюард Прикладной анализ поведения Пер. с англ. — М: Практика, 2016.

изображение

Пол Альберто и Энн Траутман (Альберто П., Траутман Э. Прикладной анализ поведения. — М.: Оперант, 2015) рассматривают договоры между учителем и учеником и приводят основные свойства правильно составленного поведенческого контракта (договора):

1. «Контракт должен быть справедливым». То есть «вес» поощрения должен быть пропорционален требуемому от ребенка количеству усилий. Соотношение, оговоренное в контракте, должно быть справедливым как с точки зрения учителя, так и с точки зрения ученика. Требование правильно решить два примера из двадцати для того, чтобы получить тридцать минут свободного времени, также несправедливо, как и требование правильно решить двадцать примеров из двадцати для того, чтобы получить две минуты свободного времени.

2. «Условия контракта должны быть ясными». Неопределенность вызывает разногласия. Если учитель и ученик не могут договориться относительно содержания контракта, то учитель может счесть, что «игра не стоит свеч». Ученик может прийти к убеждению, что ни учитель, ни система доверия не заслуживают.

3. «Контракт должен быть честным». Честный контракт — это контракт, который (а) «выполняется сразу» и (б) «выполняется в соответствии с оговоренными в нем условиями». Честный контракт — это такой контракт, который свободно и подробно обсудили учитель и ученик. Учитель не должен навязывать контракт ученику.

4. «Контракт должен быть позитивным». Правильно: «Я буду… если вы будете…», неправильно: «Я не буду, если вы будете…», «Если вы не будете… я буду…», «Если вы не будете… я не буду…».

5. «Заключение и исполнение контрактов должно носить систематический характер». Как и любой другой подход к поощрению, заключение и исполнение контрактов должно осуществляться последовательно и систематически; в противном случае система договоров превращается в «угадайку»: «Интересно, в этот раз он говорит серьезно?»

Авторы приводят примерный шаблон договора между учителем и учеником.

изображение

Обсуждая поведенческие договоры, нужно отметить, что они будут иметь смысл, если взрослые смогут оставаться последовательными и не поддаваться на искушения внести в них односторонние изменения. Например, мальчик Марк из первого договора в один из дней выполнил условие и подготовился к школе, но нагрубил маме. Мама рассердилась и решила не разрешать в ближайшую пятницу другу Марка остаться ночевать у них дома. Так поступать недопустимо! Если в договоре ничего не было сказано про грубость, то и учитывать ее нельзя. В то же время, мама может как-то иначе отреагировать на нежелательное поведение сына, не затрагивая условий договора.

Конечно, невозможно предусмотреть все обстоятельства, которые могут сложиться во время действия договора и помешать его выполнению. В случае, если случается что-то, из-за чего выполнить договор становится невозможно, участники договора собираются и с помощью переговоров договариваются об изменении записанных в контракте условий либо по взаимному соглашению на какое-то время приостанавливают его действие.

Итак, поведенческий договор — удобный инструмент для организации сотрудничества детей со взрослыми в школе и дома. После некоторой тренировки, он может стать хорошим средством для профилактики конфликтов и даже для исправления взаимоотношений, если они по каким-то причинам испортились.

Подробнее о поведенческих договорах можно прочесть в книгах, которые я упоминал в статье, а также в книге Дардиг Д., Хьюард У. Давай договоримся! Книга о договорах для детей и их родителей. — М.: Практика, 2016.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

КомментарииКомментариев: 0